В период быстрого развития экономики в последние десятилетия в Корее появилось множество компаний, конкурентоспособных на мировой арене. Становится очевидным, что эти фирмы опасаются утратить своё реноме.
По показателю уровня доверия к бизнесу Корея находится на последнем месте среди 26 стран с самыми высокими доходами, согласно результатам ежегодного исследования аналитической компании Edelman. Исследование показало, что уровень доверия населения к правительству также невысок. Главы компаний и правительственные чиновники оказались в числе групп, которым граждане доверяют меньше всего.
Чэболь - корейские могущественные семейные конгломераты - имеют неоднозначную репутацию: с одной стороны, они являются главным двигателем экспорто-ориентированной экономики страны, с другой –корпоративными монстрами, разрушающими здоровую конкуренцию на рынке. В адрес крупнейших компаний страны Samsung, Hyundai и SK часто звучат обвинения в монопольном поведении и незаконной передаче денежных средств семьям-основателям.
И избранный президент Пак Кын Хе (Park Geun-hye) пообещала держать их на коротком поводке. Новому президенту придется также разбираться с последствиями деятельности своего предшественника Ли Мён Бака (Lee Myung-bak), репутацию которого разрушили многочисленные скандалы, связанные с коррупцией и протекционизмом.
Согласно результатам исследования Edelman, низким уровнем доверия пользуются и средства массовой информации. Конкуренция в сфере журналистики усиливается, при этом газеты и телеканалы продолжают обвинять в том, что они ставят интересы рекламодателей и правительства выше интересов читателей и зрителей. Неправительственные организации остаются единственными, кому доверяют корейцы.
«Существует важное несоответствие между уровнем доверия к бизнесу и правительству и к их лидерам», - говорит СБ Чан (SB Jang), управляющий директор Edelman Korea. - «Граждане не верят, что руководители могут говорить правду».
Edelman проводит свое исследование на протяжении 13 лет. В докладе, опубликованном в 2013 г, приводятся результаты опроса 26 тыс. представителей народа и 5,8 тыс. «информированных» граждан в возрасте от 25 до 64 лет в 26 странах. В Корее опрошено порядка 1,2 тыс. человек. Только 31% респондентов в Корее верят, что компании действуют правильно, в схожих с Кореей развивающихся странах этого мнения придерживаются в среднем 70%. Уровень доверия к бизнесу в развитых странах оценивается в 55%. Главными причинами снижения доверия к бизнесу и правительству большинство корейцев называют коррупцию и мошенничество.
«Информированные» респонденты больше доверяют малому бизнесу (55%), чем крупному (44%). Главы компаний и чиновники правительства также пользуются у них низким доверием (34% и 22% соответственно). Остальное население считает самыми достоверными источниками информации традиционные СМИ (58%) и Интернет (52%).
В исследовании также сравниваются уровни доверия к различным отраслям промышленности. Самым большим доверием пользуются технологии (81%), доверие к сектору потребительских товаров выросло на 20 процентных пунктов (п.п) по сравнению с прошлым годом – до 55%, к банкам – на 15 п.п. до 55%, к сектору финансовых услуг – на 15 п.п. до 54%, к телекоммуникационной отрасли – на 11 п.п. до 50%. Сектор СМИ получил меньше всего голосов – 48%.
Укреплению позиций крупного семейного бизнеса способствовал не кто иной, как отец Пак Кын Хе,
бывший президент и военный деятель Пак Чон Хи (Park Chung-hee). В 1960-70 гг. он реализовывал ориентированные на экспорт стратегии индустриального развития, позволившие совершить кардинальные перемены, на которые европейским странам потребовалось целое столетие. С неравенством, неизбежным результатом такого подхода, предлагалось мириться, поскольку такой была цена за процветание всей нации.
Его дочь теперь разглагольствует о консервации старого подхода. Переход богатств и власти к небольшому числу избранных компаний, который усилился после валютного кризиса в конце 1990-х гг, сейчас все чаще называют фактором, ограничивающим возможности государства по созданию рабочих мест и увеличению доходов.
В ходе предвыборной кампании Пак Кын Хе постоянно говорила об изменении конкурентного поведения чэболь и лишении их некоторых возможностей доминирования на различных рынках.
Несмотря на то, что темпы роста ВВП Кореи резко снизились в последние годы, крупнейшие местные компании продолжают получать рекордные прибыли. Располагая огромными финансовыми ресурсами, эти фирмы направляли лишь незначительную их часть на продуктивные инвестиции, что теперь вызывает недовольство политиков.
ИА РУСКОР