Последние действия корейских властей на валютном рынке в очередной раз напомнили о сохранении волатильности курса национальной валюты.
Некоторые экономисты заявляют, что решить проблему волатильности можно, придав воне статус международной валюты за счет повышения её конвертируемости и упрощения торгов воной за пределами страны.
В соответствии с законодательством корейцам запрещено без декларации вывозить из страны сумму в национальной валюте, эквивалентную более чем USD 10 тыс. Те, кто берут с собой воны за границу, отмечают, что их непросто конвертировать в другие валюты. Единственный финансовый рынок, на котором осуществляются торги вонами, находится в Южной Корее.
Проблему волатильности можно сравнить с ситуацией, когда камень бросают в маленький пруд, и получается большой всплеск. Если расширить и углубить пруд, всплеск будет меньше.
Усилия государства по либерализации воны зашли в тупик во время финансового кризиса 2007-2008 гг. и с тех пор не повторялись.
Издание The Wall Street Journal провело встречи с советниками по экономическим вопросам трех основных кандидатов в президенты и выяснило их мнение по поводу либерализации национальной валюты, чтобы оценить вероятность возобновления попыток сделать вону более свободной.
Чжан Ха Сун (Jang Ha-sung), профессор финансов и эксперт по корпоративному управлению Корейского университета (Korea University), занимавший должность старшего советника по экономическим вопросам независимого кандидата Ана Чхоль Су (Ahn Cheol-soo):
«Сделать вону международной валютой? Мне бы хотелось это увидеть, но я не знаю практического метода, чтобы сделать это, не потеряв при этом нашу независимость в вопросах валютного контроля.
Это не только экономическая проблема, но также культурная и социальная. С учетом того, что наш рынок слишком мал, не думаю, что без объединения с какой-либо другой экономикой нам удастся сделать нашу валюту международной. Китай мог бы сделать это с юанем.
Один из способов снижения волатильности рынка иностранной валюты – расширение валютных своп-операций с Китаем и Японией. Если расчеты при торговле между странами осуществляются в их валюте, мы можем избежать необязательных транзакционных издержек».
Ким Ён Чжу (Kim Young-joo), бывший министр торговли и советник кандидата в президенты от Объединенной демократической партии (Democratic United Party) Муна Чжэ Ина (Moon Jae-in):
«Экономика Южной Кореи является открытой и сильно зависит от экспорта. Интернационализация воны помогла бы местным компаниям снизить риски, связанные с ситуацией на валютном рынке, и сделать менее привлекательными спекулятивные торги. Но чтобы сделать вону международной валютой, недостаточно простого желания. Необходимо создавать и развивать финансовую инфраструктуру и повышать уровень доверия к Корее на мировом рынке. Потребуется много времени и усилий, чтобы сделать нашу валюту международной».
Ан Чон Бум (An Chong-bum), член парламента и старший советник по экономическим вопросам нового президента страны Пак Кын Хе (Park Geun-hye), когда она была кандидатом от правящей партии:
«Министр финансов Бак Чжэ Вон (Bahk Jae-won) в сентябре предложил Корее и Китаю начать двусторонние валютные своп-операции, в рамках которых Сеул мог бы предоставлять займы китайским фирмам и стимулировать их к осуществлению торговых расчетов в вонах.
Это часть плана действий Сеула по расширению использования национальной валюты в зарубежных операциях. Такую политику предполагается поддерживать. Мы считаем, что экономическое и финансовое сотрудничество между азиатскими экономиками, особенно между Кореей, Китаем и Японией, необходимо развивать. Нужно стремиться к расширению использования юаня и воны в торговых операциях внутри региона. Это верный способ интернационализировать вону. То, что нам нужно сейчас, - это экономическое сотрудничество между тремя странами в рамках соглашения о свободной торговле. Именно таким образом нужно решать связанные с валютой проблемы. Со временем вона станет более сильной».
ИА РУСКОР