Экономика Южной Кореи находится в состоянии стагнации с 2007 г, когда был достигнут показатель среднедушевого дохода в USD 20 тыс. Согласно пессимистичному прогнозу на этот год, рост ВВП составит порядка 3%. Страна находится на распутье, не зная, сделать ей шаг вперед или остаться неподвижной.
Пак Чэ Сан (Park Jae-sang), известный как рэпер PSY, который выглядит как типичный выходец из Южной Кореи, в своем мегахите Gangnam Style поет: «Прекрасная, очаровательная/ Да, ты, эй, да, ты, эй/Решусь ли я зайти так далеко». Он действительно далеко зашел, оказавшись со своим странным танцем за пределами Азии – в Европе, Латинской Америке и Австралии. 2013 по восточному календарю – год Змеи. PSY родился в 1977 году (прошлый год Змеи), и своим хитом, который стал первым видео на YouTube, открыл новую главу в истории корейской популярной музыки K-pop. Поэт Ким Чи Ха (Kim Ji-ha) сказал: «Корейцы, полные негодования, поднимают «корейскую волну», когда начинают горячиться». PSY, объединивший характерные для южнокорейцев особенности – легко привязываться к людям и вести себя «круто» - с возможностями YouTube, обеспечил себе быстрый выход на международную сцену и теперь является символом конкурентоспособности своей страны в глобализированном мире.
Из истории нам известно, что корейцы всегда умели принимать мудрые решения. Президенты, начиная с Ли Сын Мана (Rhee Syngman), который ликвидировал коммунизм и заложил основы свободной демократии, до Но Му Хёна (Roh Moo-hyun), который реализовывал концепцию сбалансированного развития, действовали в соответствии с требованиями времени, хотя и совершали иногда ошибки. Наследием покидающего пост президента Ли Мён Бака (Lee Myung-bak) будет преодоление последствий мирового финансового кризиса. Избранному президенту Пак Кын Хе (Park Geun-hye), инаугурация которой состоится 25 февраля, предстоит иметь дело с новым требованием времени – национальной интеграцией.
На последних президентских выборах сторонники кандидата от консервативной партии Пак Кын Хе и кандидата от либералов Муна Чжэ Ина (Moon Jae-in) разделились в пропорции 52% к 48%. Консерваторам не стоит хвастаться своей победой. Представитель либеральной партии проиграл выборы, но набрал больше голосов, чем победители всех прошлых выборов. Консерваторам следует запомнить: это означает, что сегодня еще больше людей хотят реформ и перемен. Им стоит задуматься, не слишком ли они самодовольны и спокойны, когда наслаждаются привилегиями, оставаясь равнодушными к слоям населения, находящимся в неблагоприятном социальном положении, и считая власть и традиции более важными, чем нововведения. То, как либералам удалось объединить усилия, впечатляет, но они должны покончить со своими черно-белым мышлением и самоуверенностью. Тогда им удастся создать новую парадигму национального развития. Если реформаторы-консерваторы и рациональные либералы смогут вместе руководить страной при помощи системы сдержек и противовесов, им удастся сохранить прочные позиции в неспокойном мире.
Первый год президентского срока Пак Кын Хе, которая стала первой женщиной-президентом Южной Кореи и первым кандидатом, победившим простым большинством голосов, будет иметь критическое значение для определения того, насколько успешным будет весь срок. Мудрость и энергия позволяют людям творить чудеса. Пак Кын Хе следует позаботиться о том, что она упустила или чему уделила недостаточно внимания во время предвыборной кампании, чтобы стать ближе к тем избирателям, которые хотят новой политики.
Ее первым испытанием станет подбор команды. Для достижения национальной интеграции президент должна вырвать с корнем привычные для корейского общества регионализм и непотизм и уничтожить в зародыше «кумовской» капитализм. Ни один президент не может решить все проблемы в течение своего срока. Пак Кын Хе стоит сосредоточиться на общей картине, чтобы историки впоследствии могли назвать ее администрацию «правительством для простых людей» или «правительством объединения». Социальная интеграция возможна, только когда политика заботится о слабых частях структуры общества, объединяющего разные регионы, идеологии и поколения.
Экономика Южной Кореи находится в состоянии стагнации с 2007 г, когда был достигнут показатель среднедушевого дохода в USD 20 тыс. Согласно пессимистичному прогнозу на этот год, рост ВВП составит порядка 3%. Страна находится на распутье, не зная, сделать ей шаг вперед или остаться неподвижной. Чтобы помочь ей быстро выйти на мировой уровень, необходимы структурные реформы. Если она прибегнет к типичному для корейцев быстрому менеджменту и творческой глобализации, возможно возрождение корейского производства.
Экономики США и других развитых стран нуждаются в третьей промышленной революции, в ходе которой «промышленный Интернет» позволит создать новую ценность за счет объединения промышленного оборудования с программным обеспечением и Интернетом. Новой южнокорейской моделью, которая вновь удивит весь мир, может стать «деловой Gangnam Style»: объединение науки, технологий и IT с промышленностью. Клип на песню Gangnam Style появился на YouTube благодаря интеграции индустрии развлечений с Интернетом. Избранный президент Пак Кын Хе предложила концепцию «творческой экономики», подразумевающей применение Интернета во всех отраслях, от сельского хозяйства до промышленности и сферы услуг, для максимизации производства и стоимости. Если страна сможет воспитать таланты мирового уровня и позволить креативным сотрудникам действовать в гибкой рабочей среде, это позволит решить проблемы медленного роста экономики, низких показателей рождаемости, быстрого старения населения, не говоря уже о создании новых рабочих мест.
Чтобы сделать проведение структурных реформ возможным, компании, работники, ученые, правительство и гражданские организации должны прийти к консенсусу по вопросу пропорционального участия в убытках. В прошлом году Южная Корея стала седьмым участником «Клуба 20-50», в который входят страны с население 50 млн человек и доходом USD 20 тыс. на душу населения. Если сосредоточиться на критике южнокорейских компаний мирового уровня, демонстрирующих высочайшие результаты на глобальной арене, таких как Samsung Electronics и Hyundai Motor, во имя «демократизации экономики», стране будет сложно перейти из «Клуба 20-50» в «Клуб 30-50» (страны с населением 50 млн человек и доходом USD 30 тыс. на душу населения).
Ирландия, которая, как и Южная Корея, прошла через страдания, жажду к знаниям и распад рабочего движения, может дать пример общественного соглашения. В 1987 г. в Ирландии появилось первое соглашение о национальном восстановлении, подписанное рабочими, работодателями и правительством с целью преодоления экономического кризиса, и впоследствии сделавшее страну «Кельтским тигром». Ирландская экономика превзошла экономику своего бывшего колонизатора – Объединенного Королевства. В 2010 г. после мирового финансового кризиса Ирландии пришлось просить помощи у МВФ, но до сих пор считается, что она справилась с кризисом за счет соглашения о социальном партнерстве, которое действует до 2015 г. Южная Корея тоже может достичь согласия трех сторон, как это сделала Ирландия.
Чтобы повысить потенциал роста ВВП до более чем 4%, необходима отмена регулирования, которая позволит стимулировать корпоративные инвестиции и создать гибкий рынок труда. Общественные лидеры должны помнить, что их статус связан с большой ответственностью, и не руководствоваться принципом «победитель получает все». Должна быть тщательно проработана система социальной защиты, включающая профессиональную подготовку, трудоустройство и поддержку дохода, чтобы вернуть людям, лишившимся работы, уверенность в своих силах. Если усилия избранного президента помочь малообеспеченным людям будут искренними, общество ей поверит. «Чудо на реке Хан» стало возможным благодаря искреннему отношению.
В то время как в США, Китае и Японии – трех крупнейших странах, имеющих непосредственное отношение к Корейскому полуострову, - меняется администрация, Китай начинает теснить США на позициях лидера при формировании нового международного ландшафта. Северная Корея провела успешные испытания ракеты дальнего действия, и ее молодой лидер Ким Чен Ын (Kim Jong Un) продолжает борьбу. В настоящее время КНДР рассматривает возможность проведения третьей стадии развития ядерных технологий с использованием конденсированного урана.
Когда-то Южная Корея хотела стать похожей на Японию, но Япония уже не правит миром. Британский журнал Economist в последнем выпуске написал, что торговля – это единственный способ для развитой страны расти, не опасаясь экономики «мыльного пузыря» и бюджетного дефицита. В статье также говорится, что Японии следует вступить в Транс-Тихоокеанское партнерство, если ее беспокоит состояние внутренних дел. Расширение свободной торговли способствует как экономическому росту, так и укреплению дипломатических отношений для национальной безопасности.
Пока главы соседних государств поглощены решением внутренних вопросов, Южной Корее следует взять на себя управление решением проблем межкорейских отношений. Избранный президент Пак Кын Хе должна искренне отвечать на призывы к сотрудничеству от новых лидеров США, Китая, Японии и России, чтобы сделать возможным объединение двух Корей и установление мира в Восточной Азии. Если Южная Корея громко заявит о себе сейчас, она сможет получить инициативу в кризисные периоды, один из которых может начаться в случае внезапных перемен в Северной Корее.
У поэта Мун Чон Хви (Moon Jeong-hui) есть строки «Некоторые люди говорят, что мир холоден, другие называют его полем битвы и пустыней. Но я чувствую руку, теплую как весеннее солнце. Я называю это миром». Южной Корее в 2013 г. необходима эта теплая рука.
ИА РУСКОР