Интернет-портал Daum, название которого переводится с корейского как «следующий», и в самом деле, на протяжении последних 10 лет является вторым по значимости после портала Naver игроком рынка.
Последний и единственный раз он был безоговорочным лидером интернет-рынка Южной Кореи сразу после своего основания в 1995 г. В те годы информационные технологии в стране бурно развивались при поддержке правительства, решившего превратить Корею в одного из мировых лидеров по уровню проникновения Интернета.
В 1995 г. компания Daum Communications запустила первый отечественный бесплатный сервис электронной почты, а в 1999 г. – веб-портал и интернет-форум Daum Cafe, который до сих пор остается популярным. С тех пор пионер корейского интернет-рынка всегда был в положении догоняющего, отставая от Naver.
Когда председатель совета директоров Google Эрик Шмидт (Eric Schmidt) прибыл в Корею для проведения переговоров с политиками и главами компаний, в прессе появились предположения, что он планирует встретиться также с создателем и основным владельцем Daum Communications Ли Чжэ Вуном (Lee Jae-woong). В качестве повода для встречи называлось возможное приобретение Daum корпорацией Google.
Ли Чжэ Вун в своем Твиттере категорически отрицал возможность продажи компании и упрекал журналистов в недостаточно тщательной проверке фактов. Тем не менее, репутация «доступной компании», которой Daum обязана наличием нескольких инвестиционных фирм в числе своих акционеров, не является подобающей для первой отечественной интернет-компании, получившей листинг на бирже KOSDAQ.
«В прошлом Google и Daum сотрудничали, это и послужило поводом для слухов,» - считает Томас Кан (Thomas Kang), руководитель исследовательского центра компании Strategy Analytics. «Ли Чжэ Вун опровергал информацию, вероятно, для того, чтобы компания не начала терять клиентов, которые обычно негативно относятся к поглощениям и в таких случаях уходят к другим провайдерам».
Daum, которого Naver загнал в угол на рынке интернет-услуг, а Google потеснил на растущем рынке мобильного Интернета, изо всех сил старается расширить портфель сервисов и найти нишу, которую пока не заняли его конкуренты. В этом месяце запущен телевизионный проект Daum TV, который, однако, получил негативные отзывы пользователей.
«Daum и Naver начинали одинаково, у каждого были свои сильные и слабые стороны. Daum привлек больше пользователей за счет бесплатной электронной почты и форума. Naver внедрил новую рекламную модель, которая позволяет клиентам размещать рекламу в определенных местах для максимального количества контактов с аудиторией по соответствующей цене», - говорит Томас Кан.
«Благодаря этой модели Naver стал выгодно отличаться от Daum, к нему стало обращаться больше рекламных компаний, и это обеспечило Naver необходимыми средствами, чтобы догнать Daum в сегментах сервисов интернет-форума и блогов».
Привлеченные средства также позволили Naver инвестировать в развитие бренда. Daum на фоне подъема Naver усилил сервисную составляющую, но отстал в плане маркетинга из-за существенной разницы в размерах бюджетов.
По статистике Nielsen KoreaClick, в марте 2012 г. аудитория Daum составляла 27,69 млн уникальных посетителей, Naver – 30,88 млн. Количество пользователей Daum сохраняется на уровне 27 млн человек в течение последних пяти лет, начиная с 2007 г. Примерно тогда Naver прочно закрепился на лидирующих позициях в сегменте интернет-поиска.
По собственным данным компании, в 2011 г. чистая прибыль Daum составила 418 млрд вон (USD 370,64 млн) против 345 млрд в 2010 г. и 244 млрд в 2009 г. Чистая прибыль Naver в прошлом году достигла 2,1 трлн вон, почти в пять раз превысив показатель конкурента.
Другой сеульский аналитик на условиях анонимности называет еще одну проблему Daum: компания вложила ряд инвестиций, которые, как выяснилось позже, были несколько преждевременны. В 2006 г, когда за лидерство на рынке боролись Daum, Naver и Yahoo Korea, два корейских игрока избрали абсолютно разные пути для привлечения аудитории.
По словам эксперта, Daum, ожидая роста популярности видео и анимационного контента, стал активно инвестировать в этот сегмент. Naver сосредоточился на услугах поиска и запустил сервис Naver Knowledge-iN, который позволяет пользователям самим размещать информацию на любую тему, примерно так же, как в Wikipedia. «Интернет-рынок непредсказуем,» - говорит аналитик. «Knowledge-iN стал последним шагом, позволившим Naver опередить Daum и всех остальных отечественных игроков. Теперь, оглядываясь назад, можно констатировать, что Daum неверно выбрал рынок для вложений».
В 2009 г. не желающий сдаваться Daum презентовал сервис «Карты», обеспечивший ему кратковременное улучшение позиций. Однако Naver запустил аналогичный сервис, который благодаря сильному бренду компании смог переманить пользователей Daum.
Но будущее Daum все же не так мрачно, у компании по-прежнему есть шанс сделать прорыв в сегменте мобильного Интернета.
«Сейчас в зоне повышенного внимания находится интеграция Интернета и мобильных платформ. Пока в этой сфере доминируют Naver и Google, но конкурентная борьба только начинается. За многократными неудачами в конце концов следует успех, так что если у Daum и есть шанс, то именно в мобильном сегменте», - таковы предположения исследовательского центра компании Strategy Analytics.