После семи лет предварительных переговоров Чэнь Дэмин (Chen Deming), министр коммерции Китая и Бак Тэ Хо (Bark Tae Ho), министр торговли Южной Кореи объявили о начале формальных переговоров по китайско-корейскому договору о зоне свободной торговле (FTA).
На пятой трехсторонней встрече на высшем уровне лидеры Китая, Южной Кореи и Японии договорились о запуске трехсторонних переговоров FTA в этом году и пообещали немедленно начать подготовительные работы, включая внутренние процедуры и консультации на рабочем уровне.
Эти действия были предприняты в соответствии с преобладающей глобальной тенденцией к региональному экономическому сотрудничеству, к примеру, Европейский Союз (ЕС), Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
В рамках Всемирной торговой организации (ВТО) не удалось достичь компромисса, двусторонние и многосторонние соглашения начали заменять схемы ВТО, в качестве основной платформы для регионального сотрудничества.
Аналитики говорят, что запланированное китайско-корейское соглашение о свободной торговле, как ожидается, будет стимулировать интеграцию трех основных экономических держав Восточной Азии, Китая, Южной Кореи и Японии.
«После подписания соглашения о зонах свободной торговли между Китаем и АСЕАН, а также Кореей и АСЕАН, если китайско-корейское соглашение будет достигнуто, как и планировалось, двустороннее торговое соглашение с большей вероятностью превратиться в трехстороннее, между Китаем, Южной Кореей и Японией, что приведет к созданию зоны свободной торговли Восточной Азии (EAFTA)», - говорит Дон Ян (Dong Yan), научный сотрудник Китайской академии социальных наук (CASS).
Стимулом для Китая продолжить региональное экономическое сотрудничество стал мировой финансовый кризис 2008 года. Крупнейший экспортер в мире столкнулся с давлением со стороны традиционных экспортных рынков, таких как США и ЕС в связи с активным сальдо торгового баланса с его основными торговыми партнерами.
«Вялый спрос на китайскую продукцию в США и ЕС, а также наращивание торговых трений с другими странами подтолкнул Китай рассмотреть альтернативы. В этих новых условиях, Китай может ускорить темпы регионального сотрудничества», - говорит Лю Чжинхе (Liu Jinhe), научный сотрудник Института экономических исследований Самсунг (SERI).
Лю добавил, что амбиции Китая по стимулированию экономического роста через внутренний спрос могут стимулировать вторую по величине экономику в мире стремиться к региональному сотрудничеству.
«Для увеличения внутреннего спроса потребуется длительное время, чтобы показать результаты, как экономика зависит от низкой стоимости рабочей силы, что привело к сравнительно слабому внутреннему потреблению. Китай должен найти новый путь и FTA является одной из альтернатив», - сказал Лю.
Если южнокорейско-китайское FTA будет осуществляться в соответствии с планом и соглашение, в конце концов, разовьется в EAFTA, подобное углубление регионального сотрудничества может увеличить влияние Китая в Азии против Транс-Тихоокеанского партнерства (TPP), которое рассматривается, как де-факто торговое соглашение между США и Японией.
EAFTA охватывает страны-члены АСЕАН плюс еще три государства: Китай, Южную Корею и Японию, с другой стороны ТРР, включает в себя 10 стран, таких как США, Япония, Сингапур, Малайзия, Вьетнам, Филиппины, Австралия, Новая Зеландия, Чили и Перу.
С точки зрения влияния либерализации региональной торговли на рост реального ВВП, EAFTA и CEPEA имеют больший интерес для Китая, Южной Кореи и Японии, нежели чем ТРР, по данным экономических исследований компании Nomura. Для США, EAFTA и CEPEA будут иметь негативное влияние на реальный рост ВВП.
Квон Ен Сан (Kwon Young-san), экономист гонконгской компании Nomura International, заявил, что Южная Корея может извлекать максимальную выгоду от запланированной зоны свободной торговли с Китаем. «Мы полагаем, что двустороннее корейско-китайское соглашение в долгосрочной перспективе увеличит ВВП Южной Кореи на 3,7 процентов, более чем на 1,6 процента в результате действия соглашения о свободной торговле с США, и на 1,5 процента в результате соглашения о зоне свободной торговли с ЕС», - добавил Квон Ен Сан.
По оценкам Nomura, Китай является торговым партнером, который будет иметь наибольшее влияние на реальный рост ВВП Южной Кореи. США занимает второе место и третье - ЕС. На четвертой позиции - Япония.
Китайско-корейское экономическое сотрудничество развивается быстрыми темпами в течение последних двух десятилетий. Двусторонний объем торговых операций между странами в 1992 году составлял всего лишь 5 млрд. долларов, когда обе страны нормировали дипломатических связи, а в 2011 году эта сумма составила 220,6 млр. долларов. Объем торговых операций с США составил 100,8 млрд. долларов , а со странами ЕС – 103,1 млрд. долларов.
Средний рост товарооборота между двумя странами развивался быстрее, чем с другими торговыми партнерами. Согласно данным SERI , двусторонний товарооборот вырос примерно на 25 процентов за последние два десятилетия, доля Китая составляет около 18 процентов, а Южной Кореи - около 9 процентов.
Для Южной Кореи Китай, в настоящее время является крупнейшим торговым партнером. А для Китая Южная Корея – третьим по объему экспорта и вторым по величине источником импорта.
Южнокорейское министерство финансов отметило, что в случае реализации двустороннего соглашения о зоне свободной торговли, оно будет генерировать положительные эффекты эквивалентные уже реализованным FTA с США и ЕС.
ИА РУСКОР