В номере газеты «Российские корейцы» за июль 2013 года были опубликованы материалы под заголовком «Подставили Президента…». Спустя несколько дней заметки на эту же тему появились на лентах информационных агентств: российского - РУСКОР и южнокорейского – Рёнхап.
Повод для публикаций – выход 9 российских корейцев из состава Консультативного совета Комитета по мирному демократическому объединению Кореи. В своих письменных заявлениях они объяснили, почему их не было на церемонии вручения им сертификатов членов Консультативного совета 19 июля 2013 г. в московском отеле Корстон. Своим поступком они выразили несогласие с формированием комиссии и назначением руководителем московской группы гражданина Южной Кореи. Не исключено, что и другие русскоязычные члены Консультативного совета выразят своё отношение к сложившейся ситуации...
Событие беспрецедентное и резонансное, свидетельством чего является интерес к нему, проявленный московским корреспондентом Рёнхап. Очень редко российские корейцы дают повод для подготовки материалов для южнокорейской прессы. И должно было случиться нечто из ряда вон выходящее, чтобы Рёнхап обратился к этой теме, и не один раз, а дважды с интервалом в несколько дней.Если в первом информационном сообщении была простая констатация факта выхода, то во втором – попытка найти мотивацию публичного демарша в комментариях его участников.
К сожалению, в жанре лаконичного информационного сообщения Рёнхап вряд ли представлялось возможным объяснить эти мотивы, чтобы донести до южнокорейской общественности подоплеку произошедшего, потому что причины оказались намного глубже и серьезнее, чем кажется на первый взгляд. Более того, ситуация – некий момент истины во взаимоотношениях российских корейцев с исторической Родиной. И что должно было произойти чрезвычайное, чтобы отказаться от участия в единственной общественной организации, которая является Конституционным органом государства?
…2010 год, Сеул. «Сильная Корея, сильная нация», под таким девизом с 15 по 19 июня в Южной Корее прошел 11-й всемирный форум лидеров ассоциаций зарубежных корейцев, в котором приняли участие несколько сотен руководителей ассоциаций зарубежных корейцев из 76 стран. В числе участников форума были общественные корейские лидеры России, Казахстана, Туркменистана.
На исторической Родине считают, что 7-миллионная корейская диаспора в мире играет важную роль в повышении престижа страны за рубежом. Выступая перед соотечественниками, президент Фонда зарубежных корейцев Квон Ен Гон назвал Форум очень важным событием, «так как к политике правительства по отношению к зарубежным соотечественникам привлечено всеобщее внимание. Проведенное мероприятие позволит укрепить связи с зарубежными корейцами и подготовить базу для превращения Кореи в ведущую державу мира”.
В этот день на пленарном заседании форума было запланировано выступление руководителя ассоциации южнокорейских граждан в Приморье Ли Чжона. Это стало полной неожиданностью со знаком минус для русскоговорящих участников форума из Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Твери, Алматы, и Ашхабада.
Тогда председатель Общероссийского объединения корейцев (ООК) Василий Цо так прокомментировал ситуацию: «Я ехал на форум с уверенностью, что российские корейцы не самая многочисленная, но нужная для исторической Родины часть зарубежного корейского сообщества. Меня постигло разочарование.
Я не имею в виду традиционное, выше всех похвал, гостеприимство хозяев. Мы оказались всего лишь статистами, Непонятно для чего приглашали, если роли были расписаны без нас.
Кто уполномочивал господина из Приморья Чжона Ли выступать от имени корейцев СНГ? Он что лучше нас знает наши проблемы? Глубоко сомневаюсь. Кто дал самозваному совету право выступать от имени корейцев СНГ? Вице-президент Фонда зарубежных соотечественников, которому мы заявили о нашем протесте, проигнорировал его и оставил выступление Чжона Ли в программе форума. Я решил, что в таком случае делать на форуме мне больше нечего. Мои коллеги из стран СНГ поддержали меня».
Спустя 3 года Василий Цо считает, что ситуация с Консультативным советом – это один в один повторение случившегося на сеульском форуме в 2010 году: «Снова чиновники принимают удобные им, необдуманные решения, снова мы категорически отвергаем это. Мы считаем необходимым реформирование структуры российского отделения Консультативного совета. Нужно отказаться от регионального принципа её формирования, создав единое отделение из российских корейцев с руководителем из их числа. Если Консультативный совет считает, что необходима также отдельная группа из числа южнокорейцев, временно проживающих в России, то это в её компетенции. Мне могут возразить, что уже принятое решение обратной силы не имеет. Оно трудно реализуемо. Но это уже, полагаю, проблема не наша, а тех, кто вопреки логике и здравому смыслу создал такую ситуацию.
С одной стороны провозглашаются идеи объединения, а с другой – создается почва для разрушения единства даже среди российских корейцев. Какой смысл в создании разрозненных так называемых региональных групп Консультативного совета? Не надо нас делить на дальневосточных, сахалинских, московских, санкт-петербургских – мы живем в едином российском пространстве.
На мой взгляд, изначально зарубежные отделения Консультативного совета за пределами Южной Кореи должны бы формироваться исключительно из граждан корейского происхождения в государствах постоянного их проживания. Это своего рода знак доверия и уважения исторической Родины к своим зарубежным соотечественникам, которые служат для взаимного блага и Родины своих предков, и Родины своих детей. До нынешнего года так и было.
Почему этот принцип вдруг был нарушен, мне лично непонятно…»
Кстати, в 2010 году с россиянами солидаризировались и казахстанские корейцы, а президент Ассоциации корейцев Казахстана (АКК) Роман Ким заявил:
«В последнее время теряются нити влияния на нас, и я скажу больше, проявляется безразличие к нашим проблемам, нас явно рассматривают по остаточному принципу.
Руководители наших государств не раз говорили, что корейцы СНГ должны служить живым связующим мостом между нашими странами и народами. Так давайте не на словах, а на деле воплощать это в конкретные проекты».
Тогда в 2010 году русскоязычным корейцам было предложено войти в консультативный совет Фонда зарубежных корейцев для разработки программ развития корейских диаспор на территории России и стран СНГ. Но членство это оказалось в чистом виде формальным. Все программы уже предопределены заранее, наше мнение чиновникам вряд ли было интересно. И последний случай с Консультативным советом только подтверждает это.
Вызывает некоторое сомнение, что процесс осуществления целей и задач совета, изложенных в программе, будет осуществляться под руководством гражданина Республики Корея. Не получится ли так, что вся работа Совета сведется к гражданам РК, проживающим в Российской Федерации, а мнением русскоязычных корейцев и российской общественности будут интересоваться в последнюю очередь? Не начнется ли обратный процесс?
И здесь на первый план выходит ключевое слово «доверие», неужели русскоязычные корейцы потеряли доверие у Президента Республики Корея?
Самое любопытное, что все это происходит накануне сентябрьского саммита в Санкт-Петербурге с участием Президента Южной Кореи Пак Кын Хе. А также готовящегося в Правительстве РФ Распоряжения о 150-летии добровольного переселения корейцев в Россию, которое, в конечном итоге, призвано поднять на новую высоту доверие и к ним и к соотечественникам на Корейском полуострове со стороны российского государства.
На снимке: Председатель Консультативного совета Комитета по мирному демократическому объединению Кореи Президент Республики Корея Ли Мен Бак встречается с российскими корейцами. 28 сентября 2008 года, Москва.
ИА РУСКОР: Валентин Чен, председатель российской группы Консультативного совета 12 созыва.