Как и многие офисные служащие в Южной Корее, Чо Сун Чжун (Cho Sung-joon) на протяжении пяти лет работы в Samsung Electronics Co почти каждую неделю ходил с сотрудниками после работы в ресторанчик пропустить рюмочку-другую.
Начинали вечер, как правило, за бутылкой рисовой водки соджу под свинину на гриле или жареную рыбу, затем, ближе к полуночи, отправлялись в бар или караоке. «Мы много пили, чтобы выпустить пар», - говорит Чо.
В корейском деловом мире существует прочно укоренившаяся традиция проводить ужины с сотрудниками, так называемые hoesik, которые служат для укрепления отношений между служащими разных уровней. Обычно hoesik подразумевает реки спиртного, и часто сотрудников низшего ранга заставляют активно участвовать в этих мероприятиях, чтобы они обслуживали и развлекали свое начальство. Отказ от участия – верный путь к плохим отношениям на работе и низким показателям.
Нынешние и бывшие сотрудники Samsung Electronics говорят, что hoesik в компании никогда не были особенно бурными, но в сентябре материнская компания - Samsung Group – ввела строгие правила проведения деловых ужинов. Новые правила запрещают так называемые beolju (принуждение других употреблять алкоголь) и sabalju (смешивание различных напитков для получения максимального эффекта).
Сотрудник Samsung Group с девятилетним стажем на условиях анонимности рассказал, что компания ввела правило «1-1-9»: hoesik должен проводиться в одном месте, с одним видом спиртного и заканчиваться в 9 часов вечера, чтобы исключить возможность чрезмерного употребления алкоголя.
Официальные представители Samsung Group и подразделений холдинга отказались от комментариев.
Действия Samsung, направленные на изменение культуры пития внутри компании, стали одной из мер, принятых в Южной Корее в этом году с целью снижения чрезмерного употребления алкоголя и связанного с ним уровня насилия.
Жители Южной Кореи сильно опережают жителей других азиатских стран по объемам употребления спиртного и являются самыми крупными потребителями алкогольных напитков в мире, согласно данным ВОЗ. Спиртное рассматривается как способ укрепить социальные связи и на протяжении долгого времени считается составляющей коллективной идентичности.
Законов, запрещающих пребывание на публике в состоянии алкогольного опьянения, фактически нет, и с наступлением темноты на улицах крупных городов появляется множество пьяных. Продуктовые магазины круглосуточно продают дешевые крепкие напитки.
К случаям проявления насилия, связанным с употреблением алкоголя, также долгое время относились терпимо, как к побочному эффекту общенационального пристрастия к спиртному. Арестов было мало, а судьи смягчали приговоры, если выяснялось, что преступление совершено под воздействием алкоголя.
В 2008 г. на окраине Сеула была изнасилована семилетняя девочка. Обвинение требовало пожизненного срока для преступника, но суд решил, что он был слишком пьян, чтобы отдавать себе отчет в своих действиях, и ограничился 12-ю годами тюремного заключения.
Этим летом одна из крупнейших газет страны при поддержке полицейского Управления Сеула (Seoul Metropolitan Police Agency) запустила кампанию, направленную на изменение отношения к насилию, связанному с употреблением спиртного. Было арестовано более 500 преступников-рецидивистов.
«Частные случаи проявления насилия, вызванного алкоголем, не считались достойными освещения в прессе», - говорит Ли Ин Юль (Lee In-yul), заместитель редактора газеты Chosun Ilbo, которая опубликовала резонансную серию репортажей о таких преступлениях. – «Мы не могли видеть, что некоторые из них являются частью общей картины».
В целом, компании отмечают, что отношение молодых сотрудников к употреблению спиртного меняется. Многие сводят участие в hoesik к минимуму, чем сильно озадачивают начальство.
Для предыдущих поколений работа в крупной корпорации была пределом мечтаний. Люди старались сделать все возможное, чтобы вписаться в трудовой коллектив, в том числе принимали корпоративную культуру употребления алкоголя. Некоторые соискатели до сих пор указывают в резюме, сколько они способны выпить.
Но на фоне роста мобильности рынка труда корпорации стараются повысить лояльность сотрудников, и некоторые из них уже признают, что традиция hoesik может стать препятствием для некоторых талантливых сотрудников и соискателей.
Чо, который ушел из Samsung в 2011 г, чтобы получить степень магистра делового администрирования в Нью-Йорке, утверждает, что его решение не было связано с корпоративной культурой употребления спиртного.
Тем временем, новые сотрудники Samsung говорят, что они были удивлены тем, как проводились корпоративные ужины в этом году.
«Может, раз или два нас попросили произнести тост», - рассказал сотрудник, попросивший не называть его имени, - «но этим все и ограничилось. Никто нас не заставлял что-то делать».
«Компания проводит свою политику так последовательно, что уже создается ощущение, что она слишком далеко зашла», - говорит 20-летний аналитик, который пришел в подразделение Samsung по работе с ценными бумагами до введения новых правил.
Перед компаниями стоит задача найти золотую середину: продолжать укреплять связи в коллективе за счет совместных посиделок, но избегать при этом излишеств, традиционных для hoesik. Для общества в целом задача остается гораздо более сложной.
ИА РУСКОР