Алехандро Као де Бенос (Alejandro Cao de Benós), единственный сотрудник Министерства иностранных дел КНДР некорейского происхождения.
Испанец рассказывает всей Европе о том, какой великой является Северная Корея. Информационные сообщения, перебежчики и организации по защите прав человека в один голос твердят о наличии явных доказательств бедности, голода и пыток в засекреченной Северной Корее, но Алехандро Као де Бенос рисует совсем другую картину.
Представитель Министерства иностранных дел КНДР утверждает, что в стране нет ни голода, ни бедности, ни политических репрессий. Каждый гражданин получает от правительства жилье, зарплату и более чем достаточный запас риса, говорит он, демонстрируя в качестве доказательства благополучия страны фотографии улыбающихся детей и хорошо одетых взрослых, которые катаются на коньках или на каруселях и разговаривают по смартфонам.
Жители Северной Кореи никогда бы не захотели уехать из страны, даже если бы у них была такая возможность. По словам экспертов, для большей части 24-милионного населения Северной Кореи ситуация совсем другая, однако тщательно подготовленная картина, которую представляет Као де Бенос, отражает новый курс, принятый КНДР: несмотря на недавнее обострение отношений на Корейском полуострове, Пхеньян придерживается более мягкой стратегии на международной арене с помощью дипломата.
«Северная Корея старается распространить свое влияние так далеко, как только может», - говорит Вирджиния Гжельчик (Virginie Grzelczyk), эксперт по Северной Корее из английского Университета Ноттингем Трент (Nottingham Trent University). «Это позволят оправдывать режим, и служит сигналом для некоторых стран и людей».
Као де Бенос – это голос, которым КНДР говорит с Западом. Этот крепкий загорелый жизнерадостный мужчина родился в испанской Таррагоне в семье с аристократическими корнями. Он часто говорит, что мечтой всей его жизни было участие в северокорейской революции, и заявляет, что он единственный некореец, официально представляющий правительство, со времени принятия закона, разрешающего отдельным иностранцам занимать посты в правительстве. Прежде чем стать представителем Северной Кореи, он работал консультантом по IT в Памплоне и в США.
В 2000 г. он основал Корейскую ассоциацию дружбы (Korean Friendship Association, KFA) – всемирную сеть сторонников, которые лоббируют интересы и выступают от имени правительства КНДР. Численность организации точно не известна, однако по ее собственным данным, членами KFA являются более 10 тыс. человек в 120 странах. Недавно Као де Бенос совершил поездку по Европе, в ходе которой сделал несколько публичных выступлений с целью представить альтернативный взгляд на Северную Корею, в большей степени поддерживающий ее правительство.
А именно такую точку зрения и хотят слышать сторонники КНДР, говорит доктор Гжельчик. «Это своего рода антикапиталистическое движение, ищущее иной картины мира, примером которой является Северная Корея в своем нынешнем виде».
Пхеньян давно использует связи с симпатизирующими ему политическими организациями, а также международную сеть «групп по изучению» идеологий чучхе и сонгун, чтобы популяризировать и узаконить режим, говорит эксперт. «Мы ведем пропагандистскую войну с Западом, поэтому предоставляем и свои материалы», - рассказывал Као де Бенос на прошлой неделе, выступая перед полной аудиторией, в которой в том числе были подростки и люди за 20, связанные с Союзом коммунистической молодежи Испании (Spanish collective of Communist youth), который вместе с KFA выступал организатором мероприятия.
«95% новостей о Северной Корее – это фальсификация либо пропаганда», - заявил он. - «Мы ведем пропагандистскую войну с Западом». Единственным источником правдивой информации о стране, - сказал он, - является Корейское центральное информационное агентство (KCNA). В любом случае, добавил он, свободная пресса – это типично западное явление, которое не вписывается в северокорейскую модель.
Као де Бенос заявил, что общепринятое представление о бедности, голоде, недоедании, дискриминации, исчезновениях людей и политических репрессиях в Северной Корее не соответствует действительности, и тут же завел разговор о пользе многолетнего принудительного труда в качестве наказания за отдельные преступления.
По мнению экспертов, несмотря на заявления Као де Беноса, условия жизни в КНДР остаются суровыми. «В Северной Корее жуткая ситуация», - говорит Раджив Нараян (Rajiv Narayan), исследователь Amnesty International по Восточной Азии. «Нельзя игнорировать тот факт, что страна прошла через ужасный кризис продовольствия, и сотни тысяч людей погибли, а еще несколько сотен тысяч бежали в Китай, и многие из них были насильно возвращены на родину».
«Северная Корея по-прежнему находится в сложной экономической ситуации, и она будет искать возможности партнерства с разными странами, чтобы развиваться», - говорит Гжельчик, отмечая недавнее увеличение числа торговых сделок между Пхеньяном и странами ЕС. «Поэтому режиму необходима PR-атака, в ходе которой отрицаются жестокие реалии жизни в стране».
В выступлениях Као де Беноса звучит мысль, которая убедила многих этнических корейцев вернуться в Северную Корею в конце Второй мировой войны и даже после Корейской войны. Мысль, которую, по словам многих перебежчиков, внушают северокорейцам: КНДР просто хочет защитить себя, свою национальную идеологию и свой образ жизни от жадных и могущественных врагов. Это битва Давида и Голиафа периода холодной войны: капиталистический агрессор США полон решимости изменить режим и готов к вторжению в любое время.
Все агрессивные действия Северной Кореи, утверждает Као де Бенос, были прямым ответом на действия или политику США. Разработка программы ядерных вооружений, по его словам, началась в качестве ответной меры на предполагаемое вторжение администрации Клинтона, а совсем не для того, о чем написано в западных учебниках истории. «Действия КНДР всегда зеркально отражают действия США», - говорит он, подчеркивая, что недавняя отмена соглашения о перемирии с Южной Кореей была реакцией на санкции ООН. - «На агрессию мы будем отвечать агрессией, на мир – миром».
С учетом этого недавнее подписание США и Южной Кореей договора о взаимной обороне, который обязывает американскую армию защищать Южную Корею в случае начала войны на Корейском полуострове, вероятно, также повлечет за собой какую-то реакцию со стороны КНДР, полагают аналитики.
Несмотря на то, что организация Amnesty International не имеет прямого доступа на территорию Северной Кореи с 1995 г, она провела исследование на основании опроса северокорейцев, бежавших из страны, и нескольких остающихся там, а также данных, полученных со спутника, рассказывает Нараян.
«Были ожидания, что ситуация изменится с приходом нового лидера», - говорит он, имея в виду надежду, что Ким Чен Ын (Kim Jong-un) начнет открывать КНДР для внешнего мира. Однако по данным исследования Amnesty International, лагеря для заключенных расширяются, исчезновения людей продолжаются, свобода передвижения, слова, политической жизни по-прежнему ограничивается.
Совет по правам человека ООН на прошлой неделе проголосовал за создание комиссии по расследованию ситуации с соблюдением прав человека в Северной Корее. Это голосование должно стать мощным сигналом для Пхеньяна и, по мнению многих аналитиков, может облегчить доступ в страну наблюдателям совета и журналистам.
Повлияет ли это на КНДР?
«Мы не пляшем под дудку мирового сообщества», - говорит Као де Бенос. «Мы предпочитаем свою собственную музыку».
ИА РУСКОР: Зак Кэмпбелл (Zach Campbell)