Китайские юани, американские доллары, евро и чайные пакетики. В Северной Корее представлено множество видов денег, но гости из-за рубежа вряд ли смогут увидеть местную валюту, не говоря уже о том, чтобы использовать ее.
В стране с истощенными валютными резервами рады практически любой свободно конвертируемой валюте. Немногочисленные туристы являются ценным источником наличности.
Посещающим КНДР приходится проводить все платежные операции, какой бы незначительной ни была их сумма, в иностранной валюте, что создает дополнительные ограничения в государстве. В Пхеньяне, столице Северной Кореи, не так много мест, где можно потратить деньги. Для иностранцев возможностей еще меньше, поскольку им приходится искать места, где принимают иностранную валюту и, что немаловажно, могут дать сдачу.
В крупных отелях и ресторанах, обслуживающих иностранцев, это не такая большая проблема, но где-то еще могут возникнуть сложности.
Цены на большую часть товаров и услуг установлены в южнокорейских вонах, поэтому перед любой покупкой необходимо обменять имеющиеся деньги на предпочтительную валюту.
Американские доллары и евро принимают во многих местах, но сдачу часто дают в наиболее популярной иностранной валюте – китайских юанях, которые затем также приходится обменивать.
Если сумма невелика, вместо сдачи часто дают чайные пакетики.
Корейские воны представлены только на ценниках, в остальном эта валюта в стране почти незаметна.
По имеющейся информации, среди жителей Северной Кореи она также непопулярна.
Оценки объема валюты в обращении разнятся, но некоторые аналитики в Южной Корее оценивают его в USD 2 млрд. При этом ВВП КНДР не превышает USD 30 млрд, что соответствует всего 2,6% ВВП Южной Кореи, который составляет USD 1,15 трлн.
Доверие населения к местной валюте было подорвано ревальвацией в 2009 г, которая стала ответной мерой на рост частных рынков, уничтожила личные сбережения граждан и вызвала немногочисленные общественные протесты.
Популярность иностранной валюты, особенно китайских юаней, является проблемой для властей: они опасаются возможного расцвета негосударственной экономики, которую не смогут контролировать.
Даже если не учитывать проблему платежей, иностранцам непросто делать покупки в Пхеньяне, поскольку им запрещено покидать отели без сопровождающих, которых правительство назначает для каждой группы или делегации.
Программа каждого дня визита утверждается заранее и просьбы отклониться от нее удовлетворяются неохотно.
В итоге, как правило, удается договориться о поездке в универмаг на такси, но при этом гостям вряд ли удастся изучить образ жизни обычных пхеньянских потребителей.
В универмаге Rak Won, расположенном рядом с кассами государственного авиаперевозчика Koryo Air, сотрудников явно больше, чем покупателей.
По двум этажам распределены немногочисленные товары, среди которых встречаются как дешевые китайские конфеты, занимающие целые полки, так и премиальные импортные товары, например, спиртные напитки и неожиданные вещи типа германских кухонных ножей Wusthof.
Цены явно слишком высоки для обычных жителей Северной Кореи, а безразличие продавцов при появлении небольшой группы иностранных журналистов с фото- и видеокамерами говорит о том, что гости из-за рубежа им не в диковинку.
Дальнейший нажим позволил добиться краткого визита в гораздо более крупный и популярный универмаг Kwang Bok, где эскалаторы перевозят покупателей между тремя этажами, а центральный атриум украшен национальными флагами.
Здесь прибытие иностранных журналистов было немедленно замечено взволнованным управляющим, который провел беседу с сопровождающим, прежде чем экскурсия продолжилась.
Магазин был полон воскресных покупателей. В нем также обнаружилось кафе, где подавали блюда из утки, краба и рыбы, и было много посетителей – семей и пар.
У прилавка, где продавали пиво и водку «соджу», выстроилась очередь, а посетители, рассчитавшиеся с кассиром, сидели под телевизионным экраном, на котором демонстрировался фильм о Корейской войне.
На третьем этаже находилась детская площадка с пластмассовыми горками и лесенками, окруженная бортиком с красочными изображениями вооруженных солдат, танков и истребителей.
Как образцово-показательная столица, Пхеньян является местом проживания северокорейской элиты, и качество жизни здесь на порядок выше, чем в других городах и селах страны.
По данным Мировой продовольственной программы ООН, примерно две трети 24-милионного населения Северной Кореи по-прежнему проживает в условиях продовольственной нестабильности.
ИА РУСКОР: Жиль Хьюитт (Giles Hewitt)