Печать || Закрыть

Министр экономики посольства Южной Кореи: В России улучшается деловой климат

17 Декабря 2012 / Интервью / Экономика

Пак Бёнг Хван
Министр по экономике Посольства Республики Корея в России

К работе в качестве Министра по экономике южнокорейского Посольства в России недавно приступил Пак Бён Хван. Это его третий приезд в Россию для работы в сфере содействия развитию торгово-экономических отношений между Республикой Корея и Россией. ИА РУСКОР представляет экономического эксперта, который будучи профессионалом высокого уровня, в совершенстве изучил русский язык.

Господин Министр, как известно Россия и Южная Корея подписали совместное заявление по итогам двусторонних переговоров о вступлении России в ВТО еще в 2004 году. И вот теперь начало Вашей работы совпало по времени с вступлением России в ВТО. Как Вы думаете, насколько этот фактор станет определяющим в торгово-экономических отношениях России и Южной Кореи?

Прежде всего, хотел бы поздравить с тем, что Россия стала 156-м членом ВТО в августе текущего года после долгих переговоров на протяжении 18 лет. Как отметил Владимир Путин, членство России в ВТО в стратегическом плане даст мощный импульс для динамичного инновационного развития экономики.

По моему мнению, в целом вступление России в ВТО будет оказывать положительное влияние на торгово-экономические отношения между Россией и Кореей. В частности, мы ожидаем, что в области торговли снижение пошлины на импорт в целом будет способствовать расширению рынка экспорта из Кореи в Россию. Однако такой момент и эффект отмечаются не сразу, а постепенно, так как пошлины снижаются в течение 7 лет с момента вступления в ВТО.

С другой стороны, снижение пошлины является возможностью активизировать выход продукций из других стран мира на российский рынок. Поэтому нужно учитывать то, что возрастет конкуренция на рынке между товарами из Кореи и других стран.

Что касается инвестиций, то могу сказать, что в целях повышения конкурентоспособности отечественной промышленности и улучшения инвестиционного климата Россия делает большую ставку на решение ряда вопросов, в том числе, совершенствования таможенной и налоговой систем, норм для правовой защищенности и т.д. В результате чего приток инвестиций из Кореи в экономику России будет увеличиваться.

Какие меры в целях либерализации взаимной торговли, на Ваш взгляд, являются сейчас наиболее актуальными?

В целях либерализации взаимной торговли между Российской Федерацией и Республикой Корея были проведены 2 раунда переговоров по подготовке к подписанию двустороннего соглашения об экономическом партнерстве (своего рода соглашения о свободной торговле). Однако в связи с глобальным экономическим кризисом в 2008 году переговоры были прерваны. Более того, российская сторона решила, что проведение совместного исследования о свободной торговле с Кореей может привести к дополнительной нагрузке во время переговоров по вступлению в ВТО.

Думаю, что наступил момент проявления интереса к возобновлению переговоров с обеих сторон, поскольку Россия стала членом ВТО и, кроме того, готовится вступить в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Однако для продолжения переговоров необходимо взаимное понимание того, что соглашение об экономическом партнерстве дает выгоду обеим сторонам в долгосрочной перспективе. В этом плане приоритетными задачами являются анализ и исследование эффектов и ожидаемых результатов от данного соглашения.

Кстати, в 2010 году был образован Таможенный Союз между Россией, Белоруссией и Казахстаном, и теперь это соглашение не между Россией и Кореей, а между ТС и Кореей. Поэтому в отношении либерализации торговли с нашей страной необходимо общее понимание и согласие между Россией, Белоруссией и Казахстаном.

На Ваш взгляд, какие коррективы вносит мировой финансово-экономический кризис в динамику и приоритеты взаимного сотрудничества?

Кажется, что мировой финансово-экономический кризис не вносил значительные коррективы в динамику и приоритеты двухстороннего сотрудничества.

Думаю, что вместе с развитием таких инфраструктур, как порты и логистические центры, а также наряду с освоением природных ресурсов, по-прежнему наиболее привлекательным для корейских предпринимателей и перспективным направлением остается сфера, связанная с модернизацией экономики России (повышение энергоэффективности, информационные технологии, медицина, АЭС, космос).

Однако, считаю, что после мирового финансово-экономического кризиса при установлении новых международных правил появляется новое направление сотрудничества между нашими странами.

К примеру, есть возможность обмениваться опытом в финансовой сфере в целях ограничения неконтролируемого притока и оттока спекулятивного капитала и обеспечения устойчивости капитала в долгосрочном плане.

При наличии признаков финансового кризиса российские банки в основном зависели от финансирования из Европы. Но после кризиса в еврозоне возрастает необходимость диверсификации финансирования, кроме того в связи с повышением важности Азиатско-тихоокеанского региона со стороны нынешней власти, мне кажется, наблюдается большая заинтересованность в сотрудничестве с этим регионом в финансовой сфере. Когда мы воспользуемся этим моментом, финансовое сотрудничество между двумя странам только активизируется.

Наряду с проведением АТЭС в 2012 году, в России будет проводиться саммит большой двадцатки G-20 в 2013 году, и с точки зрения таких международных событий думаю, что тесное сотрудничество между нашими странами весьма необходимо.

Каково состояние корейско-российского партнерства в освоении восточных регионов России не только как источника энергоносителей, необходимых для стабильного экономического роста и развития Республики Корея, но и с точки зрения его стратегии в Северо-Восточной Азии в более широком плане?

В стратегическом плане Правительство Российской Федерации обозначило развитие Дальнего Востока и Сибири главной задачей и создало новое Министерство по развитию Дальнего Востока в мае текущего года. Как известно, обсуждается ряд мер по привлечению инвестиций и финансированию, кроме того, активно проводятся различные планы по совершенствованию нормативно-правовой базы и социально-экономической инфраструктуры на Дальнем Востоке.

Республика Корея в свою очередь заинтересована в участии в экономическом развитии Дальнего Востока России с учётом того, что для Кореи геополитически очень важна стабильность и процветание в этом регионе. Разделяя единое мнение, что этот район обладает большими перспективами сотрудничества, Россия и Корея реализуют разные проекты в таких областях, как освоение природных ресурсов, транспорт, инфраструктура, сельское хозяйство, рыболовство и т.д.

Примеры двустороннего сотрудничества о проектах на Дальнем Востоке следующие.

С апреля 2010 года в течение 20 лет из России (Сахалин-2) в Корею проводится поставка СПГ (сжиженный природный газ) объемом 1.5 млн.тонн ежегодно.

Согласно достигнутой договоренности в ходе визита Президента Республики Корея в Россию в сентябре 2008 года планируются поставки из Сибири с 2017 года в течение 25 лет объемом 7.5 млн. тонн.

Компания Hyundai Heavy Industry реализует строительство завода по производству высоковольтных выключателей, а компания Koryong Industry строит многофункциональный жилой комплекс в Хабаровске. Корпорация «Международный аэропорт Инчон» принимает участие в управлении аэропортом Хабаровска и его модернизации.

10 южнокорейских предпринимателей, в том числе Hyundai Heavy Industry арендует земельный участок площадью 25 тыс.г. под выращивание зерна. Этот проект является хорошим примером реализации проекта с использованием южнокорейских передовых технологий и наличия огромных сельхозугодий на Дальнем Востоке и Сибири.

В рамках таких межправительственных заседаний, как Российско-Корейская совместная комиссия по экономическому и научно-техническому сотрудничеству и Комитет по Дальнему Востоку и Сибири, проводится оценка состояния сотрудничества и продолжается поиск новых возможностей его развития.

Недавно в Сеуле между государственной корпорацией "Внешэкономбанк" и Корейским индустриальным банком /Industrial Bank of Korea/ был подписан меморандум о взаимопонимании, который предусматривает развитие перспективного сотрудничества двух финансовых институтов. Ваша оценка этого события?

На 12-ом заседании Российско-Корейской совместной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, которое состоялось в 28 августа текущего года в Москве между ГК «Внешэкономбанк» и Корейским Банком малого и среднего бизнеса (Indusnrial Bank of Korea) была достигнута договоренность об укреплении сотрудничества, и 6 ноября т.г в Сеуле был подписан меморандум о взаимопонимании.

В целях содействия малому и среднему бизнесу (МСБ) ВЭБ был заинтересован в обмене опытом с корейским банком МСБ по финансированию МСБ. В свою очередь, Корейский Банк МСБ заинтересован в таких финансовых операциях, как открытие аккредитива и перевод средств и т.д.

Таким образом, могу сказать, что подписание меморандума - это результат соответствия интересов двух банков.

Уверен в том, что развитие сотрудничества в финансовой сфере является импульсом для двух стран в части активизации выхода на рынок. В результате, это окажет положительное влияние в целом на экономическое сотрудничество между Россией и Кореей.

Думаю, что главными задачами являются ускорение реализации конкретных программ сотрудничества на основе данного документа и достижение ощутимых результатов.

Насколько мне известно, обсуждаются вопросы по конкретным проектам сотрудничества. Надеемся, что уже в следующем году будут достигнуты соответствующие договоренности.

В каком состоянии сейчас находится проект строительства Транссибирской железнодорожной магистрали?

Проект по соединению Транссиба и Транскорейской магистрали должен быть реализован не только с учетом экономического аспекта, но и в качестве благоприятного проекта, который в долгосрочной перспективе внесет вклад в сотрудничество региона Северо-Восточной Азии, и обеспечение мира и процветания в целом.

В апреле 2004 года в Москве состоялось 1-ое заседание экспертов России, КНДР и РК для обсуждения вопросов по соединению Транссиба и Транскорейской магистрали. 2-ое заседание не состоялось из-за неучастия КНДР

Поскольку соединение Транссиба и Транскорейской магистрали является проектом, который влечет за собой масштабные инвестиции для модернизации железнодорожной инфраструктуры в Северной Корее, необходимо обеспечить условия, чтобы не потерять возможности для его реализации, например, необходимо улучшение отношений между двумя Кореями.

Несмотря на отсутствие определенного прогресса в реализации данного проекта, с 2010 года Россия и Северная Корея осуществляют проекты по развитию порта Раждин и модернизации железной дороги на участке Хасан-Раждин.

По словам представителей РЖД и СМИ, работа над модернизацией железной дороги на участке Хасан-Раждин завершится к концу текущего года, и РЖД предожил Корейской компании ПОСКО участвовать в проекте по развитию порта Раждин.

Анализ российско-южнокорейского товарооборота показывает, что Южная Корея по-прежнему в основном поставляет в Россию промышленные товары и продукцию народного потребления, тогда как из России идут сырье, сталь. Намечаются ли другие тенденции?

Основными статьями импорта из Кореи в Россию являются автомобили и комплектующие, синтетические смолы, телевизоры, мобильные телефоны и оборудование. А из России в РК в основном экспортируются минеральное ресурсы (природный газ, нефть и т.д) и сырье (алюминий, лом металла и т.д.) . Такая тенденция в структуре продолжается без изменения.

Но при наличии результатов от политики Правительства РФ по модернизации экономики страны и проявления интересов от корейских предпринимателей к российскому рынку, который имеет большой потенциал, думаю, что будет изменение в структуре торговли.

Есть ли изменения в лучшую сторону по устранению причин осторожности южнокорейских бизнесменов, которые потенциально могли бы быть инвесторами в России: слабая правовая защищенность, недостаточная развитость финансовой инфраструктуры, таможенный контроль?

Новое российской Правительство в мае этого года определило приоритетные задачи экономики, такие как расширение инвестиций, развитие инновационной промышленности, приватизация, развитие экономики слаборазвитых регионов путем улучшение инвестиционного климата.

Правительство по этим направлениям должным образом реализует различные меры по расширению доступа иностранных инвесторов на российский финансовый рынок. К примеру, назначен омбудсмен предпринимателей, разработана дорожная карта по улучшению таможенной администрации, а также продажа за рубеж доли акций Сбербанка.

Благодаря таким мерам и усилиям в России постоянно улучшается деловой климат. В рейтинге стран по ведению бизнеса, который составляет Всемирный банк, в 2012 году Россия заняла 112-е место, тогда как в 2011году она была на 120-м месте.

Вопреки этому, корейские бизнесмены испытывают трудности выхода на российский рынок. Объем прямых инвестиций из Кореи в экономику России увеличивался лишь до 2009 года, в 2010 году отмечался резкий спад, а по состоянию на конец 2011 года накопленный объем инвестиций составляет 2.7 млрд. долларов США.

При постоянном улучшении делового климата, проводимом Правительством России, а также учитывая усилия корейских предпринимателей найти новый потенциальный рынок за рубежом, можно ожидать активизацию инвестиционного сотрудничества между двумя странами.

Еще недавно было много трудностей у тех, кто поставляет продукцию из Южной Кореи на российский рынок. В частности, речь идет о слишком частом изменении законов и правил, регулирующих порядок ввоза продукции, а также выхода в российскую розничную сеть. Какова ситуация сейчас?

Сроки и порядок таможенной очистки импорта на российской таможне постепенно улучшаются, но этого недостаточно для корейских предпринимателей. Надеемся на реализацию политики по модернизации таможенного администрирования, которую осуществляет Правительство РФ.

Что касается трудностей для тех, кто поставляет продукцию из Кореи в Россию, в части изменения законов и правил, то насколько мы знаем, кроме частых изменений законов и правил, существуют проблемы в практике торговли на российском рынке.

Более того, крупные ритейлеры, такие как Ашан, X5, Магда и другие, крупные предприятия розничной торговли предъявляют жесткие требования к поставщикам товаров.

Например, требуется чрезмерная оплата за размещение товаров, поставка товаров без авансов, очень большие сроки оплаты за товары после их поставки и т.д.

Как Вы считаете, что должно быть сигналом к тому, чтобы корейские компании не просто интересовались, не просто наблюдали за российским рынком, а предприняли уже действия по входу на рынок по сбыту своих товаров, инвестициями, другими действиями?

Для того чтобы выйти на российский рынок, на котором уже лидируют крупные европейские и российские ритейлеры, на первоначальном этапе ведения бизнеса нужны большие денежные средства для поиска сбыта товаров, обеспечения логистики, приобретения земельного участка и т.д.

В этой ситуации для обеспечения доступа товаров корейских и других иностранных предпринимателей на рынок российскому правительству надо решить ряд задач и стимулировать приток инвестиций.

Недавно из России ушли Carrefour и Walmart. Лотте плаза также достигла небольшого успеха.

Как по вашему мнению измениться ситуация с вводом в эксплуатации в Москве бизнес-центра Лотте и российско-корейского культурно-делового центра? Станет ли это сигналом для южнокорейского бизнеса, особенно для малого и среднего, что в России появился прецедент – то место, где корейский бизнес будет начинать свои шаги в России.

Конечно, мы будем рады, если бизнес центр в качестве достопримечательности для южнокорейского бизнеса станет основой создания синергетического эффекта, и большинство корейских компаний будут размещаться в этом центре.

Для этого необходимо определить размер арендной платы доступной для корейских компаний, особенно для малого и среднего бизнеса.

Одним из приоритетов российско-корейского культурно-делового центра станет практическая деятельность по осуществлению торгово-экономических операций между российским и южнокорейским бизнесом. Заинтересована ли Южная Корея в поддержке российских компаний, занимающихся налаживанием контактов с южнокорейским партнерами?

Если есть заинтересованная российская компания, занимающаяся поиском партнера и налаживанием контактов, и эта компания является надежной, то она, безусловно, сможет помочь деятельности предпринимателей.

Думаю, что возможно также сотрудничество с КОТРА, которая способствует активизации предпринимательской деятельности в России и оказывает помощь российским компаниям.

Некоторые российские покупатели хотели бы работать с южнокорейскими компаниями, но их останавливает нежелание производителей заниматься сертификацией, гарантийным и пост гарантийным обслуживанием. Многие южнокорейские компании ограничиваются продажей товара на FOB или EXW, снимая с себя обязательства по дальнейшей судьбе товара.

Это очень сильный сдерживающий фактор для российского бизнеса. Российские компании же в свою очередь хотят покупать уже сертифицированный и растаможенный товар.

Как вы считаете, имеет ли место создание компании-посредника, которая бы занималась торговыми операциями и брала на себя путь от FOB до DDP?

Как посольство относится к организации такого канала поставки южнокорейских товаров для малого и среднего бизнеса России?

По моему мнению, предпочтение южнокорейских компаний к FOB или EXW свидетельствует о том, что процедура таможенной очистки в России представляет собой сложный процесс.

Что касается создания компании-посредника, то насколько знаю, путем открытия своих представительств в России специализированные логистические корейские компании занимаются таможенными операциями и функционируют как так называемые «посредники».

ИА РУСКОР: Станислав Кочкин, Валентин Чен





© Информационное Агентство РУСКОР (RUSKOR Information Agency) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 25 мая 2011 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС77-45192.

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии активной гиперссылки на ruskorinfo.ru.