Экспорт товаров, которых напрямую касается соглашение, растет, но общий объем торговли сокращается, омрачая будущее новых соглашений.
Администрация
президента США Барака Обамы продолжает расхваливать соглашение о свободной торговле с Южной Кореей, заключенное год назад, как доказательство того, что подобные сделки увеличивают экспорт в надежде получить поддержку амбициозного плана второго этапа соглашения. Однако будущее омрачают неоднозначные данные об объеме торговли и недовольство некоторых отраслей американской промышленности достигнутыми на данный момент результатами.
Объем взаимной торговли товарами, которых соглашение коснулось в первую очередь, вырос. Экспорт таких товаров, в числе которых авиатехника,
автомобили, вина, соя и апельсиновый сок, из США в Южную Корею увеличился на 4,1% за год после вступления соглашения в силу 15 марта 2012 г, согласно данным посольства Южной Кореи в Вашингтоне. Экспорт указанных товаров из Южной Кореи вырос на 10,4%. Однако общий объем торговли между двумя странами за отчетный период сократился на 3,2%, сообщает посольство. Дефицит торгового баланса США с Кореей увеличился. В правительстве США это объясняют общими факторами, такими как медленный рост южнокорейской экономики и засуха в США, повлиявшая на экспорт сельскохозяйственных культур.
В Белом доме утверждают, что предварительные результаты свидетельствуют о пользе подобных соглашений для американской экономики без ущерба для отраслей и чувствительны к международной конкуренции, таких как автоиндустрия. Администрация президента разрабатывает проект соглашения о свободной торговле между 11 странами в зоне Тихого океана – Транс-Тихоокеанское партнерство. В пятницу она заявила о намерении поддержать заявку Японии, желающей стать 12-м участником переговоров.
«Вместе с соглашением о свободной торговле с Южной Кореей, участием США в форуме АТЭС и саммите Восточной Азии, Транс-Тихоокеанское партнерство будет служить мощным подтверждением вовлеченности США в жизнь Восточной Азии и их прочной позиции в регионе», - написал советник президента по вопросам национальной безопасности Том Донилон (Tom Donilon) в своей колонке на WSJ.com. Также администрация готовится начать переговоры с Евросоюзом о Трансатлантическом торговом соглашении. Барак Обама сделал рост экспорта одним из главных пунктов программы ускорения роста американской экономики. «Мы уже заключили соглашение с Кореей, так что у нас есть успешный опыт в этой области», - сказал торговый представитель США Деметриос Марантис (Demetrios Marantis) в недавнем интервью.
Южная Корея также пока довольна результатами. «Очевидно, что соглашение выгодно для обеих сторон», - сообщил министр экономики корейского посольства в Вашингтоне Ги Хван Ким (Gheewhan Kim) во время выступления в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне. Южная Корея является седьмым торговым партнером США по объему обмена товарами и услугами. В 2012 г. объем взаимной торговли достиг USD 101,1 млрд, по данным исследовательской службы Конгресса. Представители администрации Обамы использовали соглашение с Кореей как способ увеличить объем своего экспорта в эту страну на USD 11 млрд в год и создать сотни тысяч рабочих мест. По мнению экспертов, пока слишком рано делать оценку общего влияния соглашения, которое предполагает поэтапную отмену пошлин в течение многих лет.
Но американские автопроизводители и металлурги недовольны соглашением. Автопроизводители опасались, что соглашение поможет их корейским конкурентам продолжить наращивать долю на более крупном рынке США. Ответом на эти опасения стало снижение пошлин на ввоз американских легковых и легких коммерческих автомобилей в Южную Корею сразу после вступления соглашения в силу, в то время как ставки пошлин на ввоз автомобилей из Южной Кореи в США зафиксированы до 2016 г. По данным департамента торговли, в 2012 г. поставки машин из США в Корею увеличились примерно на 51% до 22,6 тыс. единиц. Однако их объем по-прежнему сильно отстает от объема ввоза корейских автомобилей в США, достигающего 704,7 тыс. единиц.
Мэтт Блант (Matt Blunt), глава Американского совета по автомобильной политике (American Automotive Policy Council) – организации, лоббирующей торговые интересы General Motors, Ford Motor Co. и Chrysler Group, - говорит: «Очевидно, что американские автопроизводители получают предельную выгоду от соглашения, однако я полагаю, что пока не ясно окончательно, является ли соглашение действительно эффективным для формирования более естественных торговых отношений». Блант жалуется, что продажи американских автомобилей в Южной Корее могут пострадать из-за новых правил, предложенных Сеулом после заключения сделки. Среди этих предложений введение штрафов для автомобилей с объемом выбросов углекислого газа выше определенного уровня и отличные от норм американского законодательства требования к расположению идентификационных номеров машин.
По словам Марантиса, он обсуждал отношение к американским автопроизводителям с представителями властей Южной Кореи, и в ходе переговоров удалось урегулировать многие моменты. «Нам по-прежнему есть что обсудить с Кореей», - добавил он. Представители торговых ведомств в Сеуле отказались предоставить комментарии.
Профсоюз рабочих сталелитейной промышленности США (United Steelworkers) считает, что рост дефицита торгового баланса США с Кореей в последние годы свидетельствует о том, что соглашение наносит ущерб американским компаниям и рабочим. «Через год после вступления соглашения в силу мы наблюдаем дисбаланс», - говорит Линда Ландрос (Linda Landros), советник по вопросам законодательства профсоюза.
В южнокорейской шинной компании Hankook Tire ожидают получить выгоду по прошествии определенного времени после заключения соглашения. «Мы находимся в более выгодном положении, чтобы получать заказы по конкурентным ценам по сравнению с компаниями из Японии, Китая и Европы, которым еще только предстоит подписать аналогичные соглашения с США», - говорит старший вице-президент компании Пэ Хо Ёль (Pae Ho-youl).
ИА РУСКОР: Джош Митчелл (Josh Mitchell) при участии Кён Э Чхве (Kyong-Ae Choi).