Кан, работающая в секторе здравоохранения и проживающая на окраине Сеула, впервые услышала о компании China Gaoxian Fibre Fabric Holdings в бизнес новостях на телевидении. В течение нескольких месяцев после этого из СМИ и аналитических статей она продолжала узнавать о блестящих перспективах китайской компании, связанных с «Хуасинским проектом», которые предполагает увеличение мощностей по производству полиэфирной нити и материалов из нее.
Кан навела справки о финансовых результатах компании и осталась довольна, узнав, что последние несколько лет бизнес компании является прибыльным.
Утром 22 марта 2011 года Кан заметила, что стоимость акций China Gaoxian быстро снижается. Она решила воспользоваться возможностью купить недооцененные акции с огромным потенциалом.
Она приобрела 3500 акций на общую сумму около 15 млн вон (USD 13,174 тыс). Для этого она использовала сбережения, предназначавшиеся для оплаты аренды дома.
В течение часа Корейская биржа остановила торги бумагами China Gaoxian. С тех пор деньги Кан хранятся в акциях, которые могут исчезнуть в любой момент в случае ухода китайской компании с сеульской биржи.
Кан не знала и не могла знать, что днем ранее торги акциями China Gaoxian были прекращены на Сингапурской бирже.
China Gaoxian провела на Сингапурской бирже первичное публичное размещение акций (IPO), в рамках которого смогла привлечь 83,2 млн сингапурских долларов (USD 65,59 млн). Двойной листинг компания получила 25 января 2011 года, когда разместила депозитарные расписки на основной площадке Корейской биржи.
Во второй половине дня 21 марта 50 млн акций China Gaoxian были выброшены на рынок в Сингапуре, что вызвало падение стоимости бумаг на 24%. Компания попросила биржу остановить торги.
В тот же день корейские институциональные инвесторы посещали презентацию, организованную для них China Gaoxian в Шанхае. Среди инвесторов в Сеуле информация о снижении цен на акции распространилась быстро, и на следующее утро, как только корейский фондовый рынок начал работу, они продали 1,75 млн бумаг.
Частные инвесторы, не знавшие причины падения цен, думали, что заключают выгодные сделки.
В 10 утра, узнав о решении сингапурских коллег, Корейская биржа остановила торги акциями Gaoxian. За час, прошедший с открытия, частные инвесторы успели купить 1,77 млн бумаг. Кан была в их числе.
С тех пор прошло год и три месяца, но инвесторы по-прежнему пребывают в состоянии неопределенности, поскольку торги приостановлены на неопределенное время, а China Gaoxian продолжает молчать о своих планах.
Через два дня после прекращения торгов компания сообщила, что ее аудитор Ernst & Young опубликовал заключение с отказом от выражения мнения о ее финансовой отчетности за 2010 год. Причиной отказа стала невозможность проверить банковский баланс дочерних структур компании.
Также выяснилось, что инвестиции в «Хуасинский проект» осуществлялись без одобрения акционеров.
30 июня Gaoxian раскрыла новые данные о банковском балансе, проверкой которого занималась компания PricewaterhouseCoopers, приглашенная для проведения специального аудита.
В результате проверки размер остатка наличности на банковских счетах на 31 декабря 2010 года сократился с 1,1 млрд юаней (200 млрд вон) до 93 млн юаней, а задолженность перед банками выросла со 157 млн до 285 млн юаней.
Другой существенной информации инвесторы не получили.
Планы Gaoxian в отношении «Хуасинского проекта» остаются неопределенными.
Компания сообщила, что в качестве независимого консультанта по проекту приглашена фирма Frost and Sullivan, а в качестве финансового консультанта - Deloitte and Touche Corporate Finance. Завершив оценку осуществимости проекта, Frost and Sullivan, согласно сообщению Gaoxian, заявила, что проект является «привлекательной возможностью для рынка» и «может поддержать рост компании в будущем».
Gaoxian несколько раз откладывала публикацию годового финансового отчета за 2010 год, но 24 октября 2011 года документ наконец был представлен с отказом от выражения мнения аудиторов.
Аудиторское заключение заставило Корейскую биржу рассмотреть возможность делистинга Gaoxian, которая выступила против этого.
Биржа дала компании время на улучшение положения до 16 марта 2012 года. Gaoxian до сих пор не предоставила информации о своих планах по улучшению.
В июне этого года аудиторы вновь отказались предоставить заключение по финансовой отчетности за 2011 год в Сингапуре и Корее.
По данным знакомого с ситуацией источника, Корейская биржа давно приняла решение о делистинге Gaoxian, но ждет подходящего момента.
Gaoxian обратилась к Сингапурской бирже с просьбой возобновить торги и к 25 июля должна представить необходимое обоснование.
Биржа, правила которой мягче, чем в Корее, может вновь разрешить торги. В этом случае Корейская биржа, скорее всего, проведет делистинг, и акционеры смогут конвертировать депозитарные расписки в акции, торгующиеся на сингапурской площадке, чтобы минимизировать убытки.
Замороженный рынок IPO
Частные инвесторы, больше других пострадавшие из-за неудачного размещения China Gaoxian, стали с опаской относиться и к другим китайским компаниям, акции которых торгуются на сеульской площадке. В результате IPO иностранных фирм на Корейской бирже фактически прекратились.
После остановки торгов акциями China Gaoxian такая же участь постигла производителя кожзаменителя United Technology и игрока рынка солнечной энергетики Shenglong PV-tech Investment.
После того, как аудиторы отказались предоставить заключения по их годовым отчетам, United и Shenglong также получили время, чтобы вернуть форму – до конца июля и середины августа соответственно.
Каждый раз, когда в деятельности какой-либо китайской компании обнаруживались нарушения, серьезно страдали все эмитенты из Китая, относящиеся к тому же сегменту рынка.
Снижение стоимости акций китайских компаний повлияло не только на них, но и на компании из других стран, планировавшие выход на корейский фондовый рынок. Например, China Food Packaging в этом месяце приняла решение о закрытии местного офиса из-за низкой рентабельности.
Австралийская фирма Fast Future Brands, известная в Корее как Zara, отменила IPO на главной площадке фондовой биржи, назначенное на 4 июля. Количество заявок от институциональных инвесторов оказалось недостаточным, чтобы обеспечить цену акций на ожидавшемся уровне.
С 2011 года от выхода на KOSDAQ отказались пять компаний – четыре из Китая и одна из Японии, - которые уже получили разрешения.
Тернистый путь к глобализации
В случае делистинга China Gaoxian останется примером громкого провала отчаянных попыток корейского рынка капитала по глобализации.
Выход компании на фондовый рынок был частью амбициозной программы Корейской биржи по привлечению международных эмитентов «голубых фишек».
Поскольку такие компании не были готовы поводить в Корее первичные размещения, местная биржа начала активно предлагать им двойной листинг.
Листинг China Gaoxian на Сингапурской бирже заставил брокера KDB Daewoo Securities и Корейскую биржу принять необдуманное и поспешное решение и разрешить компании привлечь в Корее больше средств, чем в Сингапуре, отмечают аналитики.
KDB Daewoo Securities не может предоставить официальных комментариев по этому поводу, поскольку судебное разбирательство по искам более чем 500 акционеров к брокерскому дому, Корейской бирже и местному филиалу Ernst & Young еще продолжается.
Для мирового рынка IPO характерна острая конкуренция: биржи сражаются за право провести крупные размещения, и географические границы при этом не имеют значения.
Итальянская компания Prada провела IPO в Гонконге, английский футбольный клуб Manchester United может перенести размещение из Сингапура в США.
Пора оправиться от шока
В прошлом году в состав совета директоров China Gaoxian вошел кореец. Предполагалось, что это позволит улучшить отношения компании с инвесторами в Корее. Однако существенных изменений не произошло.
На сайте компании указано, что вопросами ее отношений с инвесторами занимается корейское агентство IRKUDOS, специализирующееся на предоставлении услуг иностранным клиентам. В агентстве сообщили, что оно больше не является представителем China Gaoxian, поскольку китайская компания не сообщает о своей деятельности и планах после прекращения торгов акциями.
На фоне сохраняющейся неопределенности по поводу будущего компании инвесторы пытаются найти ответственного за возникновение такой нелепой ситуации, когда у фирмы обнаружились несоответствия в финансовой отчетности через два месяца после двойного листинга.
Ли, 69-летний пенсионер, приобрел 20 тысяч акций China Gaoxian на 140 млн вон в рамках IPO компании.
Представитель Daewoo Securities рекомендовал ему это фирму как не имеющую «китайского дисконта», поскольку она получила листинг на Сингапурской бирже. По словам Ли, последние 15 лет он инвестировал только в IPO.
Пенсионер продал половину акций за несколько дней до 22 марта по совету консультанта из Hyundai Securities, но вторая половина остается в подвешенном состоянии.
Обеспокоенный будущим своих пенсионных накоплений инвестор требует найти виновных.
«До сих пор никто не взял на себя ответственность. Виновных необходимо приговорить к уголовному наказанию. В будущем не должно быть второй и третьей China Gaoxian», - говорит Ли.
ИА РУСКОР: Kim Da-ye