Если Северная Корея запустит ракету «Мусудан», это может стать причиной дискуссий в экспертном сообществе о возможностях этой баллистической ракеты промежуточной дальности. Или о том, существует ли она вообще.
Похоже, Северная Корея готова провести ракетные испытания в любой момент. Об этом министр внутренних дел Южной Кореи Ён Бён Се (Yun Byung-se) сообщил парламентариям, добавив, что вероятность запуска «достаточно велика».
Возможно, испытания состоятся 15 апреля. В этот день КНДР отмечает день рождения своего основателя Ким Ир Сена (Kim Il-sung), и Пхеньян часто устраивает демонстрацию военной мощи в честь этой даты.
По имеющейся информации, основным оружием, которое может быть испытано, является баллистическая ракета промежуточной дальности «Мусудан», названная так США по названию города, рядом с которым расположен испытательный полигон.
«Были многочисленные сообщения о перемещении ракет «Мусудан» к восточному побережью», - сказал в ходе выступления перед Комиссией по делам вооруженных сил Сената США командующий военными силами США в зоне Тихого океана Сэмюэл Локлир (Samuel J. Locklear III).
По словам Локлира, минимальная дальность полета «Мусудан» составляет порядка 400 миль, максимальная – около 3500 миль. Это означает, что ракета может долететь до Гавайских островов или континентальной части США.
«Полагаю, что если ракета направлена в этом направлении, в зону риска попадает остров Гуам. Однако позвольте мне еще раз напомнить: у нас есть возможности, чтобы отследить ракету и защитить нашу родину, защитить Гуам и защитить наших военных, находящихся на этой территории, а также наших союзников», - заявил Локлир.
Если Северная Корея действительно проведет тестовый запуск, США и их союзники получат, как минимум, одно большое преимущество в плане разведданных. Запуск может стать причиной дискуссий в экспертном сообществе по поводу возможностей ракеты или ее фактического существования. Поскольку, как хорошо известно, Пхеньян никогда не испытывал ракеты в условиях реального полета.
«Мусудан» - это дорожно-мобильная баллистическая ракета промежуточной дальности, внешне напоминающая советские ракеты подводных лодок SS-N-6 1960-х годов. Сообщения о ее существовании впервые появились в западной прессе в середине 2000-х гг. Впервые рассмотреть «Мусудан» мир за пределами Северной Кореи смог в 2010 г. во время военного парада в Пхеньяне.
В США уверены, что у КНДР был доступ к технологиям создания SS-N-6: по имеющимся данным, сотрудники советского конструкторского бюро, построившего ракету, посещали Пхеньян. Об этом в прошлом году написал в своем блоге Arms Control Wonk эксперт по вопросам распространения ядерного оружия Джеффри Льюис (Jeffrey Lewis). Некоторые из этих технологий использовались при создании других северокорейских ракет дальнего радиуса действия и, возможно, иранского оружия. Согласно информационным сообщениям, КНДР продала Ирану несколько комплектов SS-N-6 в 2005 г.
«Единственное, чего не хватает «Мусудан» - это испытаний в условиях реального полета», написал Льюис, руководитель Восточно-Азиатского программы Центра исследований в области нераспространения им. Джеймса Мартина (James Martin Center for Nonproliferation Studies). «Хотя, конечно, есть версия, что Иран провел такие испытания для Северной Кореи».
Ракета «Мусудан» на базе технологий SS-N-6 станет серьезным техническим прорывом для арсенала Северной Кореи. Большая часть ракет ближнего и среднего радиуса действия, которыми располагает Пхеньян, построены на базе старой советской технологии Scud. SS-N-6 имеет более совершенный двигатель и использует топливо, дающее значительно больше энергии, чем топливо Scud. Корпус этой ракеты легкий и хрупкий.
«Несмотря на то, что технология SS-N-6 разработана почти 50 лет назад, она по-прежнему близка к техническим нормам, и ее результаты соответствуют последним достижениям», - написал германский эксперт по ракетным технологиям Маркус Шиллер (Markus Schiller) в докладе аналитического центра RAND Corp, посвященном ядерной угрозе КНДР.
«Мусудан» имеет примерно такой же стартовый вес, как северокорейская ракета «Нодон», построенная на базе Scud, но радиус ее действия более чем в два раза больше. Это Ferrari по сравнению со старым пикапом «Нодон».
Однако Маркус Шиллер не уверен, что «Мусудан» является корейской версией советских ракет подводных лодок. Одним из доказательств является тот факт, что боеголовки «Мусудан», которые Пхеньян демонстрировал во время парадов, слишком сильно похожи на боеголовки SS-N-6, говорит он.
У советских ракет ядерные боеголовки, которые разрабатывала отдельная организация. У Северной Кореи, почти наверняка, таких нет. Это может означать, что Пхеньян пытается одурачить США и их союзников, заставив их поверить, что северокорейские ракеты более совершенны, чем они есть на самом деле.
«Более вероятным представляется, что Северная Корея располагает в лучшем случае технологией Scud, чем то, что она освоила технологию SS-N-6», - написали Шиллер и его коллега Роберт Шмукер (Robert H. Schmucker), эксперт по технологическим вопросам, в докладе 2012 г.
Испытание «Мусудан» может внести ясность, хотя и в очень провокационной манере.
ИА РУСКОР: Питер Гриер (Peter Grier)