В Южной Корее один из самых высоких в мире коэффициентов зачисления студентов в вузы, и правительство не жалеет сил для поддержки университетов, которые воспитывают новые таланты для промышленности.
По иронии, в стране сохраняется на удивление высокий уровень безработицы среди молодежи – 7,5%, почти втрое выше, чем средний уровень по стране (2,9%). Многие компании стараются не нанимать молодых специалистов, чтобы сэкономить время и деньги на подготовку в условиях экономического спада, чем вызывают растущее недовольство общественности. На этом фоне некоторые университеты сделали настоящий прорыв, внедрив инновационные модели образования, чтобы соответствовать потребностям различных отраслей промышленности.
Ярким примером является Корейский политехнический университет (Korea Polytechnic University - KPU). Корейский политехнический университет на протяжении трех лет возглавляющий рейтинг вузов по показателю трудоустройства выпускников, с гордостью рассказывает о своей уникальной модели, предполагающей сотрудничество науки и индустрии и подготовку специалистов, которых не нужно переучивать на производстве.
Корейский политехнический университет был основан в 1997 г. как часть национального промышленного комплекса и финансировался бывшим Министерством торговли, промышленности и энергетики (Ministry of Commerce, Industry and Energy). Он должен был стать аналогом наукограда Киста (Kista Science City) в Швеции – крупнейшего в Северной Европе промышленного кластера, - и технополиса Оулу (Oulu Technopolis) в Финляндии. С тех пор Корейский политехнический университет превратился в ролевую модель для университетов благодаря своим успешным партнерским программам с промышленными предприятиями.
Строгая система управления не позволяет студентам получать диплом, не имея опыта работы в соответствующей отрасли. «Университет реализует учебную программу, основываясь на потребностях бизнеса, и включает в учебный план разнообразные программы сотрудничества с промышленными предприятиями. При приеме на работу преподавателей предпочтение получают кандидаты, имеющие опыт работы в промышленности. В настоящее время порядка 90% наших преподавателей являются выдающимися экспетами в различных отраслях,» - говорит Чон Ён Чхве (Jun-yeong Choi), президент Корейского политехнического университета.
Система семейного бизнеса
Корейский политехнический университет разработал уникальную «систему семейного бизнеса» - модель образовательно-промышленного сотрудничества, ставшую первой в своем роде в Корее. Корейский политехнический университет укрепляет отношения с сетью из 3900 семейных компаний за счет обмена технологиями, проведения совместных исследований, предоставления им лабораторного оборудования. Целью сотрудничества является предоставление студентам большего числа возможностей для прохождения практики в компаниях. По словам Чхве, «преподаватели Университета внесли большой вклад в дело формирования доверия со стороны семейных фирм. Если у компаний возникают трудности или потребность в технической помощи, наши преподаватели прилагают все возможные усилия, чтобы помочь им в индивидуальном порядке. В результате у студентов появляется больше возможностей получить опыт работы в этих фирмах и трудоустроиться после окончания университета».
В свою очередь, многие компании благодарны вузу и демонстрируют это, делая пожертвования в стипендиальный фонд, объем которых за последние два года достиг почти USD 1,6 млн. Когда об успехе этой системы стало известно другим образовательным учреждениям, Министерство образования, науки и технологий (Ministry of Education, Science, and Technology) попросило Университет выпустить рекламные буклеты, посвященные опыту сотрудничества с семейными компаниями, и распространить их среди других университетов по всей стране.
«Технодом»
Еще одна представительная образовательная модель Корейского политехнического университета – «Технодом». Он представляет собой интегрированную промышленно-образовательную систему, которая недавно стала популярной. Эта образовательная модель была создана с целью решения проблемы несогласованности образования и индустрии в Корее, поскольку принято считать, что образовательные учреждения не удовлетворяют спрос компаний. Преподаватели, научные сотрудники, работающие в различных сферах бизнеса, и студенты сосуществуют в «Технодоме», который расположен внутри университета, чтобы иметь возможность одновременно учиться, применять свои технические навыки и способствовать техническому прогрессу. Во время разработки новых продуктов профессорами и специалистами компаний студенты участвуют в разнообразных проектах, получая опыт в той или иной отрасли. Эти проекты также позволяют студентам применять на практике полученные знания. В настоящее время 152 компании, 88 профессоров и 374 студента участвуют в работе 41 «Технодома». Модель «Технодома» была представлена различным вузам, в том числе Корейско-Германскому институту технологий (Korean-German Institute of Technology).
Корейский политехнический университет на мировой арене
Успешная образовательная модель Корейский политехнический университет получила широкую известность за пределами страны. «Мы сделали работу на международном уровне нашей стратегией до 2020 г. и реализуем ряд глобальных программ в сферах образования и сотрудничества между университетом и промышленными предприятиями,» - подчеркивает Чхве. Совместно с правительством Алжира, которое разработало стратегии развития отраслей промышленности по критериям образовательно-промышленной модели, университет занимался открытием образовательного центра в области информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ) CATICTA в 2011 г.
После успешного проекта в Алжире интерес к образовательной системе Корейского политехнического университета начал увеличиваться и в других странах, особенно в Южной Америке и Центральной Азии. На данный момент порядка 100 представителей правительств 14 стран, включая Парагвай, Гондурас, Гватемалу и Афганистан, посетили университет и приняли участие в его образовательных программах. За определенный период времени они получили профессиональные знания в таких областях, как электронное правительство, электронная торговля, сетевой бизнес и взаимодействие правительства с бизнесом, которые смогли применить при определении политики в сфере ИКТ.
Специальные образовательные программы для Саудовской Аравии и Вьетнама
В сотрудничестве с центром профессионального обучения при Министерстве высшего образования Саудовской Аравии Корейский политехнический университет проводит специальный курс для будущих преподавателей по договору о согласованном обучении. КПУ был выбран техническим вузом с четырехлетней программой обучения, в который студенты из Саудовской Аравии могут перевестись после двух лет обучения, чтобы получить степень бакалавра. Договор был заключен после посещения университета представителями Программы стипендий короля Абдуллы (King Abdullah Scholarship Program (KASP)). Отобрав 30 студентов, Корейский политехнический университет подготовил для них трехлетний курс обучения, включающий год изучения корейского языка и два года основных занятий. Корейский политехнический университет также реализует специализированную образовательную программу по подготовке технических специалистов совместно с правительством Вьетнама. После нескольких визитов министра и заместителя министра промышленности и торговли Вьетнама и рабочих встреч с представителями правительства в 2011 г. Университет запустил учебный курс для вьетнамских студентов. Приняв в 2012 г. 30 студентов, университет предлагает им пятилетнюю учебную программу (год изучения корейского, четыре года основных занятий), которая сосредоточена на разработке механического оборудования и электронном машиностроении – двух направлениях, востребованных во Вьетнаме.
«Технико-инновационный парк»
Для удобства иностранных студентов Корейский политехнический университет размещает их в здании своего «Технико-инновационного парка». Здесь студенты могут получить все услуги, необходимые для обучения, исследовательской работы и личной жизни. В состав комплекса входят Корейский языковой центр, общежития для иностранных студентов, церкви, центры искусств и другие места для проведения досуга. Чтобы повысить конкурентоспособность иностранных студентов в области учебы, Корейский политехнический университет стимулирует и поддерживает их при участии в конкурсах и соревнованиях вне университета. Услуги репетиторов, которые предоставляет вуз, помогают иностранным студентам добиваться больших успехов в основных занятиях.
«Привлекая больше иностранных студентов и отправляя наших студентов за рубеж, мы стараемся активизировать международный образовательный обмен, а также распространить уникальную образовательно-промышленную модель Корейского политехнического университета по всему миру», - говорит Чхве.
ИА РУСКОР