Демонстрируя свой новый смартфон Sony Xperia на выходе из салона сотовой связи в модном районе Токио, 17-летняя студентка Нисако Хавана (Nisako Hanawa) говорит, что выбрала этот бренд «из-за его крутого дизайна и хорошей репутации».
После вопроса о другом крупном производителе смартфонов - Samsung Electronics из Южной Кореи – она и ее друг обмениваются лукавыми взглядами. «Samsung?», - переспрашивает девушка. – «Никогда о таком не слышала».
Samsung Electronics, вероятно, является лидирующим производителем потребительской электроники в мире, на него приходится один из каждых трех проданных смартфонов и один из пяти телевизоров. LG, еще один крупный корейский производитель, занимает значительную долю на рынках телевизоров и стиральных машин в Европе и США. Но здесь, в одержимой модными тенденциями Японии, потребители не обращают внимания на то, что во всех остальных странах некоторые корейские товары вытесняют с полок японских конкурентов.
Многие японцы объясняют отсутствие корейских брендов в стране их невысоким качеством. «Среди японцев старше определенного возраста южнокорейская продукция по-прежнему имеет репутацию дешевой, но некачественной», - пишет в докладе о японско-корейских торговых отношениях экономист из Японского исследовательского института (Japan Research Institute) Хидехико Мукояма (Hidehiko Mukoyama).
Доказательства свидетельствуют об обратном. Корейские телевизоры, телефоны, стиральные машины и автомобили опережают многие японские бренды в независимых исследованиях Consumer Reports, CNet и других. Телевизоры LG получают положительные отзывы в японских обзорах. Местный журнал HiVi недавно оценил 32-дюймовый телевизор LG с поддержкой технологий HD и 3D выше, чем аналогичные модели Mitsubishi и Sharp.
Корейские товары мало известны в Японии не потому, что они дороже местных из-за таможенных пошлин. Пошлина на ввоз многих корейских электронных устройств, в том числе телевизоров и смартфонов, отменена.
В 2008 г. LG свернула продажи телевизоров в Японии, но через два года возобновила их. В настоящее время многие розничные сети в стране, в том числе лидеры рынка Yamada Denki и Biccamera, продают телевизоры корейской компании.
В магазине одной из крупнейших сетей Nojima в пригороде Токио телевизоры LG представлены наравне с продукцией японских производителей, таких как Sony, Sharp, Panasonic и Toshiba.
Продавец Кохеи Томидзава (Kohei Tomizawa) говорит, что телевизоры LG продаются хорошо, но не так хорошо, как Sony. Корейский бренд «более популярен среди молодежи, а она покупает телевизоры реже, чем представители старшего поколения, которые предпочитают известные японские бренды, такие как Sony», - рассказывает он.
Молодые потребители менее склонны верить мифу о низком качестве. Корейская кухня и телешоу популярны в Японии, и LG использует популярность исполнителей K-pop в Азии и за ее пределами. Компания выпустила рекламу смартфонов с участием корейской группы Kara, известной в Японии.
«Думаю, сегодня ситуация улучшилась благодаря влиянию корейской популярной культуры», - говорит Пён Ук Ли (Byoung-Uk Lee), заместитель директора Корейского агентства по содействию торговле и инвестициям (KOTRA) в Японии.
По собственным данным LG, в 2012 г. объем продаж телевизоров, смартфонов, стиральных машин, пылесосов и другой техники производителя в Японии составил порядка USD 675 млн, увеличившись примерно на 45% по сравнению с 2010 г.
Samsung также покидал японский рынок в 2007 г, не сумев занять на нем заметную долю. Вскоре после этого об уходе с рынка заявил и крупнейший корейский автопроизводитель Hyundai Motor.
Однако Samsung вернулся, и его возвращение началось с рынка смартфонов. Крупнейший сотовый оператор Японии NTT Docomo принял решение о сотрудничестве с корейской компанией, чтобы справиться со своими конкурентами SoftBank и KDDI.
Эти операторы переманивали клиентов Docomo, который не занимается продажами iPhone. «Samsung нужен Docomo, и это открывает перед корейской компанией новые возможности», - говорит аналитик IDC Мичито Кимура (Michito Kimura).
В мае Docomo разместил на улицах японских городов рекламные плакаты с изображением смартфонов Samsung Galaxy S4 и Sony Xperia A. Оператор продвигает смартфоны как свою «летнюю коллекцию». Это первый случай, когда японский оператор так активно рекламирует телефон Samsung.
Пока результаты этой кампании не очень впечатляют. По словам аналитиков, смартфоны Samsung менее популярны в Японии, чем в других странах, где потребители знакомы с брендом благодаря телевизорам и другой продукции.
По данным Docomo, к середине июля благодаря рекламной кампании было продано 400 тыс. телефонов Galaxy S4, но это меньше половины объема продаж Sony Xperia A.
На японском рынке смартфонов доминирует Apple: в I квартале, по оценке IDC, доля компании составила 40%. Далее следуют Sharp и Sony с 15% и 13% соответственно. Samsung не входит в топ-5.
Японские и корейские СМИ сообщали, что Samsung рассматривает возможность возвращения на рынок телевизоров Японии. В компании эту информацию не комментируют.
Чтобы добиться успеха в Японии, Samsung предстоит проделать большую работу по изменению установок покупателей. Однако некоторые аналитики, например, автор книги «Sony против Samsung. Увлекательная история борьбы титанов» Си Чин Чхан (Sea-Jin Chang), убеждены, что корейские компании в Японии ожидает светлое будущее.
«Японские потребители поддерживают отечественного производителя», - говорит Чхан, исполнительный директор Центра управления Национального университета Сингапура (National University of Singapore). «Корейские или западные фирмы для них недостаточно хороши, за исключением Apple. Но в будущем число корейских компаний на массовом рынке Японии увеличится».
ИА РУСКОР: Эрик Пфаннер (Eric Pfanner) при участии Джошуа Ханта (Joshua Hunt)