План Южной Кореи стать четвертой страной, где разрешен китобойный промысел, знаменует собой новый удар по усилиям, направленным на снятие напряженности по глобальной проблеме.
Представители Южной Кореи на сессии Международной китобойной комиссии в Панаме заявили о том, что они намерены использовать брешь в законодательстве, которое разрешает убивать китов для научных целей. Подобную тактику использует и Япония.
Сессия состоялась спустя два года после интенсивной, но, в конечном счете, неудачной попытки при поддержке Соединенных Штатов прекратить глубокие разногласия в Комиссии путем компромисса, который позволил бы резко сократить китобойный промысел Японии.
Южная Корея, которая имевшая крупные коммерческие программы китобойного промысла до вступления в силу моратория 1986 году, была одним из самых громогласных противников сделки. Причем Норвегия и Исландия также открыто бросили вызов мораторию на коммерческий китобойный промысел. А несколько других стран, включая Соединенные Штаты и Россию, позволили заниматься китобойным промыслом коренным народам.
Экологи, критикуя Южную Корею, частично согласились, что подобное заявление стало результатом провала международных усилий, направленных на борьбу с китобойным промыслом. «Южная Корея в течение многих лет заявляла, что они играют по правилам, но Япония продолжает убийство китов и не привлекается к ответственности, и что это несправедливо по отношению к ним», - сказал Фил Клайн (Phil Kline), старший океановед Гринпис. - «Реальная трагедия в том, что они намерены добывать малых полосатиков, а это самая малочисленная колония китов там».
Китовое мясо популярно в южнокорейском прибрежном городе Ульсан, где готовят блюда из мяса китов, которые "случайно" попали в сети. Критики говорят, что такой высокий уровень потребления китового мяса вызывает подозрения, и некоторые морские млекопитающие, возможно, были убиты преднамеренно.
Южная Корея заявила, что китобойный промысел в научно-исследовательских целях будет ограничиваться территориальными водами, в отличие от Японии, которая добывает китов в водах Австралии и Новой Зеландии, а также посылает экспедиции в воды Антарктики.
Южная Корея - не единственная страна, которая выступила против. Дания намекнула о возможности принятия решения бросить вызов комиссии после того, как представители страны потеряли голос на права промыслах коренными народами Гренландии.
Вопрос по разрешению китобойного промысла коренным народам в целом был менее спорным из-за своего небольшого масштаба, но критики говорят, что в Гренландии он имеет промышленные масштабы для привлечения большего числа туристов в страну.
Усилия, предпринятые в 2010 году, для достижения компромисса, который был разрушен во время встречи в Марокко, были частично направленны на обеспечение выживания Международной китобойной комиссии. Япония неоднократно угрожала группе, заявляя, что они должны придерживаться только регулированию китобойного промысла.
На фоне недавней напряженности часто забывают, что Канада фактически самовольно покинула комиссию, когда вступил в силу мораторий. Канада установила квоты на китобойный промысел коренных групп без разрешения Комиссии.
Ли Генри (Leigh Henry), старший советник по вопросам политики для филиала американской группы WWF, отметил, что Комиссия остается важной инстанцией, и надеется, что Дания пересмотрит и вновь представит свои предложения.
«Киты, как и многие другие мигрирующие виды, не знают международных границ, так что это представляет огромную опасность для стран, подобных Канаде, если она не будет гарантий, что квоты будут иметь устойчивый характер. Они могут проводить те же акции, как и на Аляске», - сказала она.
Япония и союзники отказались признать предложение объявить южную часть Атлантики неприкосновенной, хотя охота на китов там сейчас и не происходит и практически все крупные государства поддержали эту идею.
Несмотря на открытую напряженность в Панаме, некоторые делегаты и экологи увидели положительные моменты. Они сказали, что эксперты работают совместно по таким вопросам, как сохранение китов от запутывания в сетях и обломках кораблей, - проблемам, касающихся всех стран, независимо от позиции по поводу китобойного промысла.
И, наконец, достойным завершением переговоров в Панаме стало одно из немногих конкретных решений, по которому обе стороны пришли к согласию. Полные заседания комиссии теперь будут проходить раз в два года, а не ежегодно.